20 (8 – ст. ст.) февраля родился преосвященный Христофор (Смирнов), епископ, бывший Уфимский и Мензелинский. Дата его кончины неизвестна.
«Христофор, то есть, Христоносец, носящий Христа в сердце своем, – имя твое; да будет по имени твоему и житие твое».
Из речи митрополита Иоаникия при вручении жезла новопосвященному епископу Христофору. 1887 г.
Преосвященный Христофор (в миру – Фёдор Алексеевич Смирнов) родился 8/ 20 февраля 1842 года в семье диакона Алексия Смирнова села Вешек, Юхновского уезда (ныне Угранского района), Смоленской губернии.
В 1859 году Фёдор Смирнов поступил в Смоленскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1865 году первым учеником направлен в Киевскую Духовную Академию, которую успешно окончил 1869 году.
2 декабря 1870 года ему присвоили степень магистра богословия. Около года Фёдор Алексеевич занимал должность помощника инспектора в Смоленской Духовной семинарии.
30 января 1871 года его перевели в Киевскую Духовную академию. Как один из лучших воспитанников академии, он получил от нее предложение – занять кафедру церковный археологии и литургики. В это же время Фёдору Алексеевичу присвоили звание доцента.
Первую статью Фёдора Алексеевича «Богослужение апостольского времени» опубликовали в 1873 году в № 5 «Трудов Киевской Духовной Академии». Затем в №12 за 1874 год и в №1 за 1875 год в том же журнале напечатана его статья «Происхождение и литургический характер таинств».
В связи с открытием Церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии и усилением деятельности Археологического общества в Киеве Фёдор Алексеевич стал активно заниматься церковной археологией. С 1877 по 1881 годы в «Трудах Академии» опубликовали его работу «Описание коллекции древних русских икон, приобретённой Церковно-Археологическим Обществом». В 1879 году напечатана его статья «Общий богословский взгляд на историю древнецерковной иконографии». В 1886 году вышли его статьи: в «Православном Обозрении» под заглавием: «Древнехристианская иконография, как выражение древнецерковного веросознания», и в «Творенях святых Отцев» под названием: «Образы Иисуса Христа».
С 28 октября 1877 года Фёдор Алексеевич – экстраординарный профессор Киевской Духовной академии.
В «Киевских епархиальных ведомостях» № 6 за 1883 год сообщалось: «экстраординарный профессор Киевской Духовной академии по кафедре церковной археологии Феодор Алексеевич Смирнов изъявил намерение поступить в монашество и 27 марта в Киево-Печерской лавре совершилось его пострижение с именем Христофора».
13 апреля того же года монаха Христофора рукоположили в сан иеродиакона и 14 апреля – в сан иеромонаха.
В мае (по другим источникам 3 июня) 1883 года по определению Священного Синода иеромонаха Христофора назначили ректором Тамбовской Духовной семинарии, а 17 июля возвели в сан архимандрита.
13 июня 1885 года архимандрита Христофора переместили на должность ректора Вифанской Духовной семинарии, находившейся недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.
30 июля 1886 года его назначили ректором Московской Духовной академии.
24 апреля 1887 года император утвердил доклад Священного Синода о возведении архимандрита Христофора в сан епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии, и о совершении его хиротонии в Свято-Троицкой Сергеевой Лавре.
23 мая в Московской Синодальной конторе, в Кремле, при соборе Двунадесяти Апостолов, произошло наречение архимандрита Христофора в сан епископа. Наречение совершено в присутствии: высокопреосвященнейшего Иоаникия, митрополита Московского и Коломенского; епископа Петра, настоятеля Новоспасского монастыря; епископа Иоанна, настоятеля Симонова монастыря; протопресвитера Большого Успенского собора Н.А. Сергиевского; епископа Дмитровского Мисаила, викария Московской епархии и епископа Можайского Александра, викария Московской епархии.
25 мая во время Божественной литургии в Успенском соборе Лавры произошла хиротония архимандрита Христофора во епископа Волоколамского. Хиротонию совершили: митрополит Московский Иоаникий, архиепископ Ярославский Ионафан, епископ Дмитровский Александр, епископ Можайский Александр, в сослужении наместника Лавры архимандрита Леонида, ректора Вифанской семинарии архимандрита Иакова и другие. В академическом Покровском храме преосвященный Христофор благословил преподавателей и студентов Духовной академии.
13 декабря 1890 года его освободили от управления епархией и ректорства и назначили управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем.
С 19 декабря 1892 года преосвященный Христофор – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии.
С 6 июня 1897 года он – епископ Екатеринбургский и Ирбитский.
С 29 марта 1900 года владыка Христофор – епископ Каменец-Подольский.
С 26 ноября 1903 года он – епископ Уфимский и Мензелинский.
17 октября 1908 года его уволили на покой по болезни, согласно прошению, с местопребыванием в Вяземском Иоанно-Предтечевом мужском монастыре Смоленской епархии. Скончался преосвященный Христофор после 1918 года (вероятно в Вязьме). Место его захоронения неизвестно.
Духовный писатель. Его обычная резолюция на деловых бумагах: «В К-рию на р-ие» (т.е. «в Консисторию на рассмотрение»).
Источники- ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. Д. 3. Л. 33.
- Брокгауз, Ефрон. Т. XXXVII. СПб, 1903. С. 710.
- История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 814.
- Наречение архимандрита Христофора во епископа. / СЕВ. 1887. № 11. С. 521-532.
- Разрядный список учеников Смоленской семинарии за 1863/5 учебный курс. / СЕВ. 1865. № 15. С. 248.
- Русские писатели богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биоблиографический указатель. Богословно-литургический словарь. Сост. Курочкина О.В., Степанова Н.С., Чистякова А.С. РГБ «Пашков дом». М., 2004. С. 186-191.
- Сперанский И.П. Материалы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии. (Из дел семинарского правления). Состояние Смоленской семинарии (1864 и 1865 г.) / СЕВ. 1889. № 14. С. 645.
Публиковался : «Воскресный благовест», «Душеполезное чтение», «Екатеринбургские епархиальные ведомости», «Православное обозрение», «Смоленские епархиальные ведомости», «Труды Киевской Духовной академии», «Уфимские епархиальные ведомости», «Церковный вестник».
Публикации- «Богослужение апостольского времени». «ТКДА» 1873, № 4.
- «Апокалипсис, как литургический памятник апостольской эпохи». «ТКДА» 1874, № 10.
- «Происхождение и литургический характер таинств». «ТКДА» 1874, № 12, 1875, № 1.
- «Богослужение христианское со времени апостолов до IV века». Киев, 1875.
- «Учение древней церкви о Лице Господа Иисуса Христа». (До первого Вселенского собора). Тамбов, 1885.
- «К Божией Правде». Петроград.
- «Св. Афанасий сидящий, Патриарх Константинопольский». «Русский Паломник» 1915, № 38. С. 604-605.
- «Древнехристианская иконография, как выражение древне-церковного веросознания». М., 1887. «Православное Обозрение» 1886.
- «Образ Иисуса Христа». М., 1887.
- «Творения Св. Отцев», 1886.
- «Жизнь Иисуса Христа в памятниках древнехристианской иконографии». М., 1887.
- «Иконография у дохристианских народов». М., 1887.
- «Происхождение и значение праздника Рождества Христова». Киев, 1887.
- «Общий взгляд на историю церковной иконографии».
- «Описание коллекции древних русских икон, приобретенных церковно-археологическим обществом для церковно-археологического музея при Киевской Духовной академии в 1875 г. покупкою у Московского почетного гражданина Сорокина». Вып. 1. Киев, 1883.
- «Гимн Климента Александрийского». «ТКДА». 1879.
- «Предостережение св. Иустина Философа». «Русский Паломник» 1916.
- «Спасительный голос». «Воскресный Благовест» 1905, № 10.
- «Совершишася». «Воскр. Благ.» 1905, № 12.
- «Евхаристия». «Воскр. Благ.» 1905, № 13.
- «О молитве». «Воскр. Благ.» 1905, № 14.
- «Царство Христово». «Воскр. Благ.» 1905, № 15.
- «Господи, кто верова слуху нашему». «Воскр. Благ.» 1905, № 15.
- «Поминайте Воскресшего Господа». «Воскр. Благ.» 1905, № 16.
- «Блажени не видевши и веровавшее». «Воскр. Благ.» 1905, № 17.
- «Беседа Иисуса Христа с женою Самарянкой». «Воскр. Благ.»1905, № 20.
- «Наше призвание». «Воскр. Благ.» 1905, № 21.
- «О путях и судах Божиих». «Воскр. Благ.» 1905, № 22.
- «Великое чудо». «Воскр. Благ.» 1905, № 23.
- «Путь Христов». «Воскр. Благ.» 1905, № 24.
- «Не отлучайтесь от Иерусалима». «Воскр. Благ.» 1905, № 25.
- «Закон и благодать». «Воскр. Благ.» 1905, № 26.
- «Чадо света». «Воскр. Благ.» 1905, № 27.
- «О Церкви Христовой». «Воскр. Благ.» 1905, № 28.
- «Преображение Господа и человеческая жизнь». «Воскр. Благ.»1905, № 31.
- «Неверие – погибель народ». «Воскр. Благ.» 1905, № 32.
- «Благодать Божия». «Воскр. Благ.» 1905, № 35.
- «Начало христианских праздников». «Воскр. Благ.» 1905, № 36.
- «Разумное служение». «Воскр. Благ.» 1905, № 38.
- «Покров Пресвятыя Богородицы». «Воскр. Благ.» 1905, № 39.
- «Бодрствуйте». «Воскр. Благ.» 1905, № 39.
- «В чем счастье». «Воскр. Благ.» 1905, № 41.
- «Прекраса неправды». «Воскр. Благ.» 1905, № 44.
- «Об исполнении обязанностей». «Воскр. Благ.» 1905, № 45.
- «На чем строить жизнь». «Воскр. Благ.» 1905, № 46.
- «Мир с миром или со Христом». «Воскр. Благ.» 1905, № 47.
- «Заветы узника». «Воскр. Благ.» 1905, № 48.
- «Что сотворю?» (Слово в неделю 26-ю по Пятидесятнице). «Воскр. Благ.» 1905, № 49.
- «На зов Божий». «Воскр. Благ.» 1905, № 50.
- «С богом ли мы?» (Слово в день Рождества Христова) «Воскр. Благ.» 1905, № 52.
- «Два слова при освящении церквей». (Из «Литовских Епархиальных Ведомостей» Вильно 1894 г.). «Церк. Вестн.» 1895, № 37.
- Преподобный Даниил в плену и в борьбе с врагами (в V в.) / 1915. № 17. С. 575-582.
- Преподобный Пахомий в плену и рабстве у турок / 1915. № 13-14. С. 467-476.
- Распоряжение Уфимского преосвященного Христофора. / 1908. № 8. С. 350.
- Речь архимандрита Христофора после возведения его в сан епископа Волоколамского, произнесённая 23 мая 1887 г. / 1887. № 11. С. 522-524.
- Св. Афанасий Сидящий, патриарх Константинопольский // 1915. № 8. С. 285-291.
- Слово 1-е о любви христианской. / 1914. № 11. С. 367-373.
- Слово 2-ое о любви христианской. / 1914. № 15. С. 480-487.
- Слово 3-е о любви христианской. / 1915. № 2. С. 31-38.
- Слово 4-е о любви христианской. / 1915. № 12. С. 429-437.
- Слово 5-е о любви христианской. / 1915. № 18. С. 615-622.
- Слово 6-е о любви христианской. / 1916. № 13-14. С. 277-285.
Сост. иеромонах Даниил (Сычёв)