Из истории Вяземской земли. Епископ Христофор (Смирнов)

20 (8 – ст. ст.) февраля родился преосвященный Христофор (Смирнов), епископ, бывший Уфимский и Мензелинский. Дата его кончины неизвестна.

«Христофор, то есть, Христоносец, носящий Христа в сердце своем, – имя твое; да будет по имени твоему и житие твое».

Из речи митрополита Иоаникия при вручении жезла новопосвященному епископу Христофору. 1887 г.

Преосвященный Христофор (в миру – Фёдор Алексеевич Смирнов) родился 8/ 20 февраля 1842 года в семье диакона Алексия Смирнова села Вешек, Юхновского уезда (ныне Угранского района), Смоленской губернии.

В 1859 году Фёдор Смирнов поступил в Смоленскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1865 году первым учеником направлен в Киевскую Духовную Академию, которую успешно окончил 1869 году.

2 декабря 1870 года ему присвоили степень магистра богословия. Около года Фёдор Алексеевич занимал должность помощника инспектора в Смоленской Духовной семинарии.

30 января 1871 года его перевели в Киевскую Духовную академию. Как один из лучших воспитанников академии, он получил от нее предложение – занять кафедру церковный археологии и литургики. В это же время Фёдору Алексеевичу присвоили звание доцента.

Первую статью Фёдора Алексеевича «Богослужение апостольского времени» опубликовали в 1873 году в № 5 «Трудов Киевской Духовной Академии». Затем в №12 за 1874 год и в №1 за 1875 год в том же журнале напечатана его статья «Происхождение и литургический характер таинств».

В связи с открытием Церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии и усилением деятельности Археологического общества в Киеве Фёдор Алексеевич стал активно заниматься церковной археологией. С 1877 по 1881 годы в «Трудах Академии» опубликовали его работу «Описание коллекции древних русских икон, приобретённой Церковно-Археологическим Обществом». В 1879 году напечатана его статья «Общий богословский взгляд на историю древнецерковной иконографии». В 1886 году вышли его статьи: в «Православном Обозрении» под заглавием: «Древнехристианская иконография, как выражение древнецерковного веросознания», и в «Творенях святых Отцев» под названием: «Образы Иисуса Христа».

С 28 октября 1877 года Фёдор Алексеевич – экстраординарный профессор Киевской Духовной академии.

В «Киевских епархиальных ведомостях» № 6 за 1883 год сообщалось: «экстраординарный профессор Киевской Духовной академии по кафедре церковной археологии Феодор Алексеевич Смирнов изъявил намерение поступить в монашество и 27 марта в Киево-Печерской лавре совершилось его пострижение с именем Христофора».

13 апреля того же года монаха Христофора рукоположили в сан иеродиакона и 14 апреля – в сан иеромонаха.

В мае (по другим источникам 3 июня) 1883 года по определению Священного Синода иеромонаха Христофора назначили ректором Тамбовской Духовной семинарии, а 17 июля возвели в сан архимандрита.

13 июня 1885 года архимандрита Христофора переместили на должность ректора Вифанской Духовной семинарии, находившейся недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.

30 июля 1886 года его назначили ректором Московской Духовной академии.

24 апреля 1887 года император утвердил доклад Священного Синода о возведении архимандрита Христофора в сан епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии, и о совершении его хиротонии в Свято-Троицкой Сергеевой Лавре.

23 мая в Московской Синодальной конторе, в Кремле, при соборе Двунадесяти Апостолов, произошло наречение архимандрита Христофора в сан епископа. Наречение совершено в присутствии: высокопреосвященнейшего Иоаникия, митрополита Московского и Коломенского; епископа Петра, настоятеля Новоспасского монастыря; епископа Иоанна, настоятеля Симонова монастыря; протопресвитера Большого Успенского собора Н.А. Сергиевского; епископа Дмитровского Мисаила, викария Московской епархии и епископа Можайского Александра, викария Московской епархии.

25 мая во время Божественной литургии в Успенском соборе Лавры произошла хиротония архимандрита Христофора во епископа Волоколамского. Хиротонию совершили: митрополит Московский Иоаникий, архиепископ Ярославский Ионафан, епископ Дмитровский Александр, епископ Можайский Александр, в сослужении наместника Лавры архимандрита Леонида, ректора Вифанской семинарии архимандрита Иакова и другие. В академическом Покровском храме преосвященный Христофор благословил преподавателей и студентов Духовной академии.

13 декабря 1890 года его освободили от управления епархией и ректорства и назначили управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем.

С 19 декабря 1892 года преосвященный Христофор – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии.

С 6 июня 1897 года он – епископ Екатеринбургский и Ирбитский.

С 29 марта 1900 года владыка Христофор – епископ Каменец-Подольский.

С 26 ноября 1903 года он – епископ Уфимский и Мензелинский.

17 октября 1908 года его уволили на покой по болезни, согласно прошению, с местопребыванием в Вяземском Иоанно-Предтечевом мужском монастыре Смоленской епархии. Скончался преосвященный Христофор после 1918 года (вероятно в Вязьме). Место его захоронения неизвестно.

Духовный писатель. Его обычная резолюция на деловых бумагах: «В К-рию на р-ие» (т.е. «в Консисторию на рассмотрение»).

Источники
  1. ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. Д. 3. Л. 33.
  2. Брокгауз, Ефрон. Т. XXXVII. СПб, 1903. С. 710.
  3. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 814.
  4. Наречение архимандрита Христофора во епископа. / СЕВ. 1887. № 11. С. 521-532.
  5. Разрядный список учеников Смоленской семинарии за 1863/5 учебный курс. / СЕВ. 1865. № 15. С. 248.
  6. Русские писатели богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биоблиографический указатель. Богословно-литургический словарь. Сост. Курочкина О.В., Степанова Н.С., Чистякова А.С. РГБ «Пашков дом». М., 2004. С. 186-191.
  7. Сперанский И.П. Материалы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии. (Из дел семинарского правления). Состояние Смоленской семинарии (1864 и 1865 г.) / СЕВ. 1889. № 14. С. 645.

Публиковался : «Воскресный благовест», «Душеполезное чтение», «Екатеринбургские епархиальные ведомости», «Православное обозрение», «Смоленские епархиальные ведомости», «Труды Киевской Духовной академии», «Уфимские епархиальные ведомости», «Церковный вестник».

Публикации
  1. «Богослужение апостольского времени». «ТКДА» 1873, № 4.
  2. «Апокалипсис, как литургический памятник апостольской эпохи». «ТКДА» 1874, № 10.
  3. «Происхождение и литургический характер таинств». «ТКДА» 1874, № 12, 1875, № 1.
  4. «Богослужение христианское со времени апостолов до IV века». Киев, 1875.
  5. «Учение древней церкви о Лице Господа Иисуса Христа». (До первого Вселенского собора). Тамбов, 1885.
  6. «К Божией Правде». Петроград.
  7. «Св. Афанасий сидящий, Патриарх Константинопольский». «Русский Паломник» 1915, № 38. С. 604-605.
  8. «Древнехристианская иконография, как выражение древне-церковного веросознания». М., 1887. «Православное Обозрение» 1886.
  9. «Образ Иисуса Христа». М., 1887.
  10. «Творения Св. Отцев», 1886.
  11. «Жизнь Иисуса Христа в памятниках древнехристианской иконографии». М., 1887.
  12. «Иконография у дохристианских народов». М., 1887.
  13. «Происхождение и значение праздника Рождества Христова». Киев, 1887.
  14. «Общий взгляд на историю церковной иконографии».
  15. «Описание коллекции древних русских икон, приобретенных церковно-археологическим обществом для церковно-археологического музея при Киевской Духовной академии в 1875 г. покупкою у Московского почетного гражданина Сорокина». Вып. 1. Киев, 1883.
  16. «Гимн Климента Александрийского». «ТКДА». 1879.
  17. «Предостережение св. Иустина Философа». «Русский Паломник» 1916.
  18. «Спасительный голос». «Воскресный Благовест» 1905, № 10.
  19. «Совершишася». «Воскр. Благ.» 1905, № 12.
  20. «Евхаристия». «Воскр. Благ.» 1905, № 13.
  21. «О молитве». «Воскр. Благ.» 1905, № 14.
  22. «Царство Христово». «Воскр. Благ.» 1905, № 15.
  23. «Господи, кто верова слуху нашему». «Воскр. Благ.» 1905, № 15.
  24. «Поминайте Воскресшего Господа». «Воскр. Благ.» 1905, № 16.
  25. «Блажени не видевши и веровавшее». «Воскр. Благ.» 1905, № 17.
  26. «Беседа Иисуса Христа с женою Самарянкой». «Воскр. Благ.»1905, № 20.
  27. «Наше призвание». «Воскр. Благ.» 1905, № 21.
  28. «О путях и судах Божиих». «Воскр. Благ.» 1905, № 22.
  29. «Великое чудо». «Воскр. Благ.» 1905, № 23.
  30. «Путь Христов». «Воскр. Благ.» 1905, № 24.
  31. «Не отлучайтесь от Иерусалима». «Воскр. Благ.» 1905, № 25.
  32. «Закон и благодать». «Воскр. Благ.» 1905, № 26.
  33. «Чадо света». «Воскр. Благ.» 1905, № 27.
  34. «О Церкви Христовой». «Воскр. Благ.» 1905, № 28.
  35. «Преображение Господа и человеческая жизнь». «Воскр. Благ.»1905, № 31.
  36. «Неверие – погибель народ». «Воскр. Благ.» 1905, № 32.
  37. «Благодать Божия». «Воскр. Благ.» 1905, № 35.
  38. «Начало христианских праздников». «Воскр. Благ.» 1905, № 36.
  39. «Разумное служение». «Воскр. Благ.» 1905, № 38.
  40. «Покров Пресвятыя Богородицы». «Воскр. Благ.» 1905, № 39.
  41. «Бодрствуйте». «Воскр. Благ.» 1905, № 39.
  42. «В чем счастье». «Воскр. Благ.» 1905, № 41.
  43. «Прекраса неправды». «Воскр. Благ.» 1905, № 44.
  44. «Об исполнении обязанностей». «Воскр. Благ.» 1905, № 45.
  45. «На чем строить жизнь». «Воскр. Благ.» 1905, № 46.
  46. «Мир с миром или со Христом». «Воскр. Благ.» 1905, № 47.
  47. «Заветы узника». «Воскр. Благ.» 1905, № 48.
  48. «Что сотворю?» (Слово в неделю 26-ю по Пятидесятнице). «Воскр. Благ.» 1905, № 49.
  49. «На зов Божий». «Воскр. Благ.» 1905, № 50.
  50. «С богом ли мы?» (Слово в день Рождества Христова) «Воскр. Благ.» 1905, № 52.
  51. «Два слова при освящении церквей». (Из «Литовских Епархиальных Ведомостей» Вильно 1894 г.). «Церк. Вестн.» 1895, № 37.
Публикации в Смоленских епархиальных ведомостях
  1. Преподобный Даниил в плену и в борьбе с врагами (в V в.) / 1915. № 17. С. 575-582.
  2. Преподобный Пахомий в плену и рабстве у турок / 1915. № 13-14. С. 467-476.
  3. Распоряжение Уфимского преосвященного Христофора. / 1908. № 8. С. 350.
  4. Речь архимандрита Христофора после возведения его в сан епископа Волоколамского, произнесённая 23 мая 1887 г. / 1887. № 11. С. 522-524.
  5. Св. Афанасий Сидящий, патриарх Константинопольский // 1915. № 8. С. 285-291.
  6. Слово 1-е о любви христианской. / 1914. № 11. С. 367-373.
  7. Слово 2-ое о любви христианской. / 1914. № 15. С. 480-487.
  8. Слово 3-е о любви христианской. / 1915. № 2. С. 31-38.
  9. Слово 4-е о любви христианской. / 1915. № 12. С. 429-437.
  10. Слово 5-е о любви христианской. / 1915. № 18. С. 615-622.
  11. Слово 6-е о любви христианской. / 1916. № 13-14. С. 277-285.

Сост. иеромонах Даниил (Сычёв)

 
По теме
18 (5 ст. ст.) февраля – день кончины преосвященного Феодосия (Макаревского), епископа Екатеринославского и Таганрогского; в 1850-1862 годах он служил в Смоленской епархии .
28 марта 2024 года в МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленска состоялось подписание плана сотрудничества между МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленска и приходом храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Проект Смоленской епархии “Радость наша – вместе созидаем счастливые семьи” направлен на развитие дошкольной и школьной подготовки детей и их родителей.
Районный конкурс “Воспитатель года” в г.Ярцево - Ярцевский благочиннический округ 28 марта 2024 года в зале заседаний Администрации Муниципального Образования Ярцевский район Смоленской области состоялась церемония награждения победителей Районного конкурса “Воспитатель года”,
Ярцевский благочиннический округ
Наместник Свято-Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра принял участие в семинаре по организации сельскохозяйственной деятельности монастырей - Вяземская епархия В рамках сотрудничества Межведомственной комисии по вопросам образования монашествуюших Русский Православной Церкви и Московской сельскохозяйственной академии имени К. А.
Вяземская епархия
Лишился рабочей «лошадки» - МЧС Вчера около восьми вечера на пульт связи пожарно-спасательной части города Вязьма Смоленской области поступило несколько звонков от очевидцев.
МЧС
В Вяземском районе сразу два Дома культуры обретут вторую жизнь - Единая Россия Всего в 2024 году в регионе благодаря проекту «Единой России» «Культура малой Родины» отремонтируют более 20 досуговых учреждений Совсем недавно завершился конкурс «Единой России» «Знаете, каким он парнем был!».
Единая Россия
Музейный урок "Традиции и обычаи русской семьи" - Историко-краеведческий музей В ходе проведения музейого урока участники подробно познакомились с русскими семейными традициями, с ролями членов чемьи, а также с бытом наших далеких предков.
Историко-краеведческий музей
«У нас пополнение фонда» - Дорогобужская ЦБС Верность своему слову и забота о культурном развитии нашего района вновь доказаны благородным поступком.
Дорогобужская ЦБС