На заседании комитета был рассмотрен ряд вопросов.
Комитет обсудил отчет Губернатора Смоленской области о результатах деятельности Администрации Смоленской области за 2016 год, в том числе по вопросам, поставленным Смоленской областной Думой, ирекомендовал Смоленской областной Думе принять его к сведению. Согласно отчету общая сумма налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2016 год составила 29 183,6 млн. рублей, что по сравнению с 2015 годом на 4 149,7 млн. рублей или на 16,6% больше.
Налоговые доходы в 2016 году исполнены в сумме 28 479,7 млн. рублей, что на 4 337,4 млн. рублей (или на 18%) больше, чем за 2015 год. Основная часть налоговых поступлений обеспечена за счет налога на прибыль организаций (33,0% от общего объема налоговых доходов), налога на доходы физических лиц (30,4%), акцизов по подакцизным товарам (продукции) (16,6%), налога на имущество организаций (12,8%).
Неналоговые доходы областного бюджета за 2016 год исполнены в сумме 703,9 млн. рублей. В структуре неналоговых доходов областного бюджета основную долю составили поступления штрафов, санкций, возмещения ущерба (57,9% или 407,8 млн. рублей), платежей при пользовании природными ресурсами (21,7% или 153,0 млн. рублей) и доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (12,4% или 87,1 млн. рублей).
Для повышения доходного потенциала Смоленской области органы местного самоуправления активизировали деятельность межведомственных комиссий при администрациях муниципальных образований по рассмотрению вопросов снижения недоимки по платежам в бюджет, легализации заработной платы и сокращения количества убыточных организаций. Такие же комиссии были созданы в Управлении ФНС России по Смоленской области и во всех территориальных налоговых органах. Благодаря принятым мерам в 2016 году в консолидированный бюджет Смоленской области дополнительно было мобилизовано 96,3 млн. рублей, в том числе погашена задолженность по имущественным налогам в сумме 25,5 млн. рублей, дополнительно поступило налога на доходы физических лиц в результате повышения уровня заработной платы, легализации и погашения задолженности по ее выплате в сумме 9,8 млн. рублей. Кроме этого, благодаря индивидуальной работе с налогоплательщиками – физическими лицами была оплачена задолженность в консолидированный бюджет Смоленской области в сумме 19,4 млн. рублей.
Безвозмездные поступления в 2016 году составили 7 618,8 млн. рублей, из них безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 7 697,2 млн. рублей, что на 428,6 млн. рублей (5,9%) больше, чем в 2015 году.
Общие расходы областного бюджета за 2016 год сохранили социальную направленность и составили 38 639,7 млн. рублей. В общем объеме расходов наибольший удельный вес (60,7%) приходился на отрасли социально-культурной сферы: образование ‒ 8 625,3 млн. рублей; социальную политику ‒ 7 688,3 млн. рублей; здравоохранение ‒ 6 431, млн. рублей.
Областной бюджет был исполнен с дефицитом в сумме 1 837,3 млн. рублей. В условиях принятия и исполнения областного бюджета долговая политика Смоленской области строилась на принципах своевременности исполнения долговых обязательств, минимизации стоимости расходов на обслуживание долговых обязательств. Объем государственного долга Смоленской области по состоянию на 1 января 2017 года составил 32 963,4 млн. рублей. В составе государственного долга наибольшая часть приходится на задолженность по бюджетным кредитам, которые являются более дешевыми заемными средствами, – 58,8% (19 395,6 млн. рублей). Задолженность по кредитам кредитных организаций составляет 35,7% (11 767,8 млн. рублей); удельный вес обязательств по государственным облигациям Смоленской области ‒ 5,5% (1 800,0 млн. рублей). В целях сбалансированности областного бюджета, снижения расходов на обслуживание государственного долга в 2016 году были привлечены бюджетные кредиты на сумму 10 411,1 млн. рублей, что позволило уменьшить объем привлечения банковских кредитов на 2 846,5 млн. рублей.
Исполнение долговых обязательств Смоленской области осуществлялось в установленные сроки и в полном объеме. Просроченная задолженность по долговым обязательствам по результатам 2016 года отсутствует.
В 2016 году областной бюджет формировался в рамках реализации 30 областных государственных программ. В соответствии с областным законом «Об областном бюджете на 2016 год» на реализацию областных государственных программ было предусмотрено направить 39 055,0 млн. рублей, или 97,4% от общего объема расходной части областного бюджета. Фактическое исполнение по областным государственным программам в 2016 году составило 37 766,5млн. рублей, или 97,7% от общего объема расходов, произведенных в отчетном году.
В 2016 году для реализации новых требований Бюджетного кодекса РФ Администрацией Смоленской области было утверждено постановление «Об утверждении Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Одной из новаций постановления стало определение механизма изъятия средств субсидии при невыполнении государственных заданий. Так, по итогам 9 месяцев в областной бюджет были возвращены почти 19 млн. рублей за счет снижения субсидии областным учреждениям, не выполнившим государственные задания.
Проект областного закона «О признании утратившими силу подпунктов «а.1», «з» и «з.1» пункта 2 статьи 2 областного закона «О дорожном фонде Смоленской области» разработан в соответствии со статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и направлен на изменение источников формирования объема бюджетных ассигнований дорожного фонда Смоленской области.
Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе принять законопроект в первом чтении.
Также комитет рекомендовал Смоленской областной Думе:
- внести изменения в план законопроектной работы Смоленской областной Думы на 2017 год;
- поддержать:
проект федерального закона № 120374-7 «О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
проект федерального закона № 128489-7 «О внесении изменений в статьи 251 и 271 Налогового кодекса Российской Федерации»;
проект федерального закона № 110014-7 «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
законодательную инициативу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
законодательную инициативу Архангельского областного Собрания депутатов о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации».