Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В четвертую Неделю Великого поста Святая Церковь всегда предлагает Евангельское чтение от Марка об исцелении бесноватого юноши (Мк. 9:17-31). В этой главе Евангелия от Марка прежде того события, о котором мы только что слышали, говорится о том, как Господь спустился с горы Фавор и Его ученики были переполнены теми впечатлениями, которые они получили, увидев Господа, просиявшего нетварным Фаворским светом.
Когда Господь спустился с горы Фавор, чтобы войти во град Капернаум, Он встретил по дороге отчаявшегося отца, сын которого был болен, как об этом нам говорит Евангелие. Но Евангелие также указывает нам на духовную причину этой болезни, поскольку юноша был не просто болен, а был бесноватым, так что никакие врачи и никакие средства не могли его избавить от страданий.
И вот Господь, смиловавшись над отцом, который в этой беседе со Христом проявляет отеческую и человеческую мудрость – он вызывает ко Господу: «Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9:24), Господь указывает, что для того, чтобы получить духовное исцеление, необходима вера в Бога. Это очень важно для нас с вами – людей, которые ждут от Бога чудес, каких-то существенных изменений в жизни по нашим просьбам к Богу. Но чтобы эти изменения происходили, мы должны неизменно веровать в Бога, надеяться на то, что Он не нашими силами, а Своей Божественной волей совершит все необходимое в нашей жизни. Вот так и этот отец – в данном случае он полностью положился на волю Божию. И Господь, видя это, проявил Свою Божественную волю – исцелил его сына.
Ученики в очередной раз удивились тому, что произошло, поскольку некоторые из них уже по власти, которую получили от Бога, исцеляли немощных, врачевали, а в этом случае ничего не могли сделать. Господь на их вопрос: почему так произошло, ответил, что этот род бесовский изгоняется только молитвой и постом.
Святая Церковь предлагает на во дни Великого поста эти мысли, чтобы мы понимали, что если мы чего-то просим, чего-то хотим от Бога, особенно, если мы хотим духовной пользы, что должно быть первостепенным для нас, то нам необходимо понимать, что «сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мк. 9:29).
Пройдя уже четыре седмицы Великого поста, мы, особенно, те из нас, кто полагался на подвиг Великого поста, старался воздерживаться телесно, старался в силу своих способностей и возможностей молиться Богу, те уже испытали, что значит сила молитвы и поста.
Мы с вами были свидетелями не только наших с вами подвигов, но и падений в этот месяц Великого поста. Мы осознаем немощь нашего человеческого естества, и не всегда молитва, которую мы запланировали накануне Великого поста, шла так, как мы хотели. Не всегда мы постились в эти дни так, как планировали, мечтали поститься, думая: в этот-то раз я точно буду поститься по-настоящему. Но проходят дни, изменяются обстоятельства, приходят искушения, и мы снова так или иначе ослабляем, а иногда и нарушаем пост. Поэтому Господь через Свою Святую Церковь напоминает нам, что мы должны неуклонно следовать за Господом, полагаясь на Его милосердие и, может быть, даже совершая ошибки, но все же стремясь к тому, чтобы исполнить заповеданное Им – совершить пост, не ослабевать в наших молитвах. Важным условием нашей духовной жизни, как напоминает об этом преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня отмечаем, является то, что не может быть настоящим постом тот пост, который не растворяется горячей молитвой к Богу. Он также напоминает, что не является искренней сердечной та молитва, которая не сопровождается постом.
Услышав мудрые наставления Иоанна Лествичника, который создал руководство к духовной жизни не только для монахов, священников, но каждого человека, и его наставления доступны ныне в каждой церковной лавке и даже в интернете можно прочитать поучения преподобного Иоанна Лествичника, пусть каждый из нас найдет в этих простых словах преподобного Иоанна то необходимое для духовной жизни, что очень важно для нас, особенно, в дни Великого поста. Поэтому услышим голос этого великого угодника Божия. И пусть наши пост и молитва будут теми крылами, которые возводят нашу душу в Царствие Небесное. Аминь.