Слово епископа Люберецкого Серафима на Божественной литургии в день памяти священномученика Серафима (Остроумова)

Слово епископа Люберецкого Серафима на Божественной литургии в день памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского Храм в честь Воскресения Христова, пос. Катынь, 8 декабря 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святость – то, что должно быть итогом жизни всякого человека. Святость – состояние чистоты сердца и души, при котором человек максимально приближается к Богу. В этом заключается цель жизни всякого человека – прожить свою земную жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно больше добрых дел, чтобы эти добрые дела стали проявлениями нашей веры, и в результате каждый из нас сумел стать наследником благодатных даров Святого Духа. Что в свою очередь введет всех нас в Царствие Божие, ибо тот земной путь, который мы проходим на земле, временен, вечность же ожидает нас по ту сторону жизни.

И каждый человек к святости идет своим путем. Кто-то достигает этого состояния в связи с тем, что достойным образом проводит семейную жизнь, заботится о своих детях, растит их в духе Евангелия. Кто-то всецело посвящает себя Господу Богу, уходит в монастырь либо в какое-то пустынное место, где подвизается. Кто-то просто старается относиться ко всем так, как бы хотел, чтобы с ним поступали, и этот путь тоже ведет его к святости. Но есть определенная категория людей, которые имеют особую силу духа, мужество, смелость и отвагу, которые способны идти ради Бога на все, в том числе, даже на мученическую смерть, когда это требуется.

И сегодня мы совершаем память святого священномученика Серафима, архиепископа Смоленского, одного из новейших покровителей Смоленской земли, который предводительствует всему сонму новомучеников и исповедников Смоленщины в XX веке. Этот великий иерарх был настолько предан Господу Богу, настолько возлюбил Его, что не взирал ни на властей, ни на настроения в обществе, ни на те гонения и преследования, через которые ему пришлось пройти, но твердо следовал в своей жизни тем путем, который указал ему Господь.

Вспоминая священномученика Серафима, мы, конечно, вспоминаем его земной путь. Он родился в Москве, получил замечательное духовное образование, окончил Духовную академию, защитил замечательную диссертацию о явлениях воскресшего Господа Своим ученикам, великолепно знал иностранные языки. И перед ним открывалась замечательная карьера теолога, ученого человека. Но обстоятельства жизни сложились таким образом, что Господь направил его на служение в древнюю Холмскую землю на территории Царства Польского, и там он в течение многих лет служил настоятелем Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря.

Обитель, которая находилась в упадке и фактически подлежала закрытию, трудами будущего священномученика Серафима была не только восстановлена и отреставрирована, но получила новое дыхание. И эта обитель стала центром духовной жизни Холмского края. В ней осуществлялась широкая образовательная, социальная, миссионерская деятельность. Но самое главное то, что священномученик Серафим, находясь в этой обители, являл всем пример молитвы, искреннего упования на Господа Бога, следования Его спасительным заповедям.

После восьми лет служения в этой обители, будущий священномученик Серафим стал ректором Холмской духовной семинарии. Наступил тяжелый период Первой мировой войны. Тысячи православных жителей Холмщины и Подлясья в связи с военными действиями вынуждены были покинуть свою родину, Польскую землю, и двинуться вглубь России, потому, что встреча с немецко-австрийскими войсками грозила им смертью и уничтожением. Собственно так и произошло в печально известном концлагере Талергоф, где уничтожались те, кто исповедовал православную веру и не отказывался от своих духовных и религиозных корней. Священномученик Серафим в Москве, в Санкт-Петербурге и многих других городах постарался организовать достойные условия для размещения холмских беженцев. Можно себе представить, сколько этим людям пришлось претерпеть: тяжелая дорога, психологическая травма, расставание с родиной, война, уход в те земли, на которых они никогда не были… Священномученик Серафим стал в тот момент для беженцев с Холмщины подлинным духовным отцом, предводителем, можно сказать, Моисеем своего народа. В этот период было принято решение о рукоположении архимандрита Серафима во епископа города Бяла-Подляска, викария Холмской епархии, с тем, чтобы он в сане епископа продолжил заботу о беженцах с Холмского края. Владыка организовывал для них сборы денежных средств, благотворительные вечера, приюты, дома для приема и в тот момент получил наименование, которое наилучшим образом характеризует всю суть его пастырского служения: его называли «епископом беженцев».

Затем вспыхнула страшная Февральская, а потом и Октябрьская революция, трагическую годовщину которой мы вспоминаем в этом году. Большевистский режим, пришедший к власти, уничтожал все, что шло вразрез с его представлениями о мироустройстве и об устройстве государственной жизни. Попиралась вера, уничтожались храмы, преследовались священнослужители – Бог вычеркивался из жизни нашего народа. Священномученик Серафим в этих тяжелых условиях не смог возвратиться на Польскую землю, и его назначили в качестве правящего архиерея Орловской епархии, где он служил с 1918 по 1927 годы. Здесь его ждали первые аресты, допросы, тюремные заключения. Здесь он сталкивался со страшными и жестокими гонениями. Но как он все это воспринимал! Казалось бы, здравомыслящий человек должен впасть в уныние и апатию, а может быть даже постараться куда-то уехать, спасти свою жизнь, но он, как подлинный пастырь, всегда оставался со своим народом. И когда большевики приняли декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, что грозило потерей возможности духовного образования для детей и молодежи, священномученик Серафим не побоялся и собрал в городе Орле многотысячный крестный ход. Хотя власти запрещали, но он собрал двадцать тысяч человек, которые прошли по всему Орлу и засвидетельствовали свою веру и свое несогласие с тем, что начал творить безбожный большевистский режим.

А в 1927 году будущий священномученик был переведен сюда, на нашу Смоленскую землю. Это были самые страшные годы для Церкви, самые кровопролитные десятилетия, когда все и вся уничтожалось физическим образом. Духовенство просто-напросто подлежало всецелой и тотальной ликвидации. Один за одним закрывались храмы, из них забирались остававшиеся церковные ценности, действовал союз воинствующих безбожников, и казалось, что все кончено. Но и в этих условиях священномученик Серафим оставался светильником веры.

Мы слышали сейчас Евангелие, в котором говорилось о том, что не может город, стоящий на вершине горы укрыться, и светильника зажженного не ставят под спудом, но ставят на свещнике, чтобы видели его все люди и чтобы он светил им. «Так да светит свет ваш пред человеками, дабы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). И как нельзя лучше священномученик Серафим старался соответствовать этому Евангельскому призыву: он светил своим словом, он светил своей жизнью, всем своим характером и добрым отношением и к духовенству, и к пастве. Поддерживал священников, которые лишались своих приходов, поддерживал прихожан, которым приходилось переживать аресты своих близких. Несмотря на то, что наш Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор в этот момент находился в руках обновленческого раскола, священномученик Серафим с особой торжественностью совершал празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, и именно тогда, в 30-е годы, этот праздник получил наименование «Смоленской Пасхи». Мне удалось найти письмо священномученика Серафима митрополиту Московскому Сергию (Старгородскому), тогдашнему Патриашему местоблюстителю, в котором он с любовью и теплотой описывал, как в это тяжелое время, когда кафедральный собор для православных был недоступен, происходило празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, и как праздник сплачивал народ.

Но действительно такого иерарха власти стерпеть не могли. До 1936 года, до того самого момента, пока священномученик Серафим возглавлял Смоленскую епархию здесь, несмотря на все, продолжало действовать более пятиста приходов. А в 1936 году священномученика Серафима арестовали, обвинили в контрреволюционной деятельности, в антисоветской пропаганде, и осудили на пять лет ссылки в Казахстане. И священномученик Серафим поехал в ссылку. Но на этом безбожные власти не остановились, они вызвали через некоторое время его из ссылки, продолжили следствие и вынесли страшный приговор в ноябре 1937 года – расстрелять. И этот расстрел произошел ровно 80 лет назад – в этот день, 8 декабря, здесь в Катынском лесу, где и покоится ныне своим телом священноученик Серафим среди многих и многих других священнослужителей и простых людей, пострадавших от безбожного тоталитарного режима.

И вот подумать только, все разрушается, а священномученик Серафим говорит такие замечательные слова: «Там, где любовь, там всегда радость. Там, где любовь, там не страшны горе и страдание». Когда мы такие слова слышим в нашей повседневной жизни, нам кажется, что это обыкновенный призыв, красивая фраза, и вроде бы особого значения этому не придаем именно в момент благоденствия и спокойствия. А представьте себе, насколько нужно было иметь твердую веру и упование на Бога, чтобы полагаться на Его Божественную любовь в этот тяжелый момент гонений. Кругом расстрелы, кругом разрушения, кругом уничтожение веры, а священномученик Серафим призывает людей к любви, к милосердию и говорит о том, что там, где любовь не страшны горе и страдания… Он, который столько страданий претерпел, унижений, тюремных заключений, ссылок, имел полное моральное право свидетельствовать о том, что если каждый человек имеет любовь, то ему действительно ничего не будет страшно. И его пример является ярким доказательством того. Он любил Бога, любил свою паству, любил своих врагов. И эта любовь, как сам он говорил, не позволяла проводить ему грань между белыми и красными, между верующими и теми, кто верующих гнал. Он как подлинный пастырь в подражание Христу любил и тех, кто его окружал, но точно также проявлял любовь и милосердие и к тем, кто его гнал.

Прошло 80 лет. Те, кто его преследовал, осуждал на ссылки, тюремные заключения и расстрелы канули в Лету, мы не помним, а большинство даже не знает имен тех, кто осуждал священномученика Серафима, кто возводил на него клевету, кто оговаривал его, а к сожалению, это порой были даже священнослужители, которые служили рядом с ним и находились возле него, старосты храмов и даже некоторые прихожане. Кто-то под давлением, а кто-то, вероятно, по подлости своего характера, к сожалению, пошел на такой великий грех лжесвидетельства. Священномученик Серафим при допросах ни о ком из них не сказал ни одного плохого слова, но лишь выражал недоумение, почему эти люди так плохо говорят о нем. И вот мы этих людей не помним, а большинство, как я уже сказал, этих людей даже и не знает. Но мы помним священномученика Серафима, который для всех нас является примером и путеводной звездой.

Очень много пришлось пережить нашему народу, нашему Отечеству: отрыв от духовных корней, желание большевистской власти истребить душу нашего народа – Православную Церковь. Но Бог поругаем не бывает, и сила Божия совершается в немощи, и Церковь, созданная Христом, никогда не будет побеждаться вратами ада.

Сегодня мы живем в относительно мирное и спокойное время, которое никак не похоже на страшный период 20-х, 30-х и последующих годов, никто не закрывает храмы, никто не запрещает нам верить в Бога, но происходит борьба с христианскими ценностями на совершенно иной основе. Секуляризация, высмеивание христианских ценностей, преподнесение их, как нечто такое, что себя изжило и является пережитком прошлого, – вот, что сегодня является для каждого из нас опасным. Нам не запрещают верить в Бога и ходить в храм, более того, мир, который лежит во зле, как бы говорит нам: можете исполнять эту часть своей фольклорной традиции, но жить в соответствии с Евангелием, строить свое бытие в соответствии с нормами, которым учит нас Христос, не нужно, это все устарело, это все в прошлом; нужно жить в этой жизни, поклоняясь культу потребления, культу наживы, стремиться к тому, чтобы как можно больше комфорта и благополучия было здесь, в этой временной земной жизни.

А пример жизни священномученика Серафима показывает нам совершенно другое: мы должны Бога ставить на первое место и искать, прежде всего, Его Небесного Царства. И даже в этом смысле священномученик Серафим являет нам пример, ведь он вошел в высшую степень церковной иерархии еще в дореволюционное время и жил в том мире, в котором его окружал почет уважение и привилегии. Но вот все эти привилегии были потеряны, и священномученик не отказался из-за потери внешнего благополучия от Бога. Более того, все скорби, все испытания еще больше укрепляли его в необходимости следовать путем Божиим.

Сегодня, взирая на пример священномученика Серафима, мы должны учиться стойкости и мужеству, отвечать на все вызовы так же смело, с таким же протестом, с каким он отвечал на все вызовы безбожной большевистский власти. Тогда уничтожали физически, сейчас веру Христову стараются истребить духовно. Тогда пытались построить Царство Божие на земле в виде некоего коммунизма, сегодня нам пытаются тоже Царство Божие на земле построить путем комфорта, путем стремления к наивысшим земным благам и отречения от духовных благ, духовных даров, к которым призывает нас Господь.

Пусть образ святого священномученика Серафима всех нас, особенно молодое поколение, которое наибольшим образом подвержено отрицательным воздействиям, которые сегодня обрушиваются на нас из средств массовой информации, из интернета, укрепляет нас в вере и следовании дорогой любви и правды, которой шел святой священномученик Серафим. Аминь.

 
По теме
18 марта 2024 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы г. Починок было совершено отпевание раба Божьего воина Владимира.
Слово митрополита  Смоленского и Дорогобужского Исидора в понедельник первой седмицы Великого поста Свято-Успенский кафедральный собор, г.Смоленск, 18 марта 2024 г. Во имя Отца и Сына и    Святого Духа!
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье,