Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

2012-02-16_1
Фото: cdn.smoleparh.ru

На протяжении всей истории, начиная с древнейших времен, одним из основных факторов формирования национального самосознания, облика и культуры того или иного народа были его святыни. Люди всегда бережно хранили предметы, из поколения в поколение почитавшиеся священными, воспринимая их как символы своей самобытности, религиозной, культурной и национальной независимости. Каждый народ полностью отождествлял себя со своими святынями. Поэтому во время войн, каких-либо бедствий и разного рода нестроений люди в первую очередь старались оградить и спасти именно свои вековые святыни, ясно понимая, что с их потерей или уничтожением они на долго, а быть может даже и безвозвратно, утеряют свою государственную и этническую свободу и вместе с ней — свое духовно-религиозное и культурное самовыражение.

Такое понимание было присуще еврейскому народу, который до Рождества Христова, в эпоху ветхозаветную, будучи единственным во всем мире носителем монотеистической религии, свято сохранял Ковчег Завета, а затем и построенный царем Соломоном Иерусалимский Храм. Точно такое же отношение к святыням было и в Византийской империи, навсегда прекратившей свое бытие после падения Константинополя и последовавшего затем обращения в мечеть собора Святой Софии. Ревностно сохраняла святыни и приемница империи Константина Великого — Русь, которая многие свои национальные реликвии получила именно от Византии.

Древняя святыня

В числе одних из первых святынь пришедших на Русь еще в домонгольский период была икона Божией Матери именуемая «Одигитрия», которая с давних времен почиталась христианами как чудотворная. По свидетельству древнего церковного историка и писателя Никифора Каллиста эта икона была написана в 49 году апостолом и евангелистом Лукой по просьбе правителя Сирии Феофила и передана ему в дар. После смерти Феофила эту икону перенесли из Антиохии в Иерусалим, а от туда в середине V века супруга византийского императора Феодосия II Евдокия забрала ее в Константинополь и передала в дар сестре императора Пульхерии, которая поставила подаренную икону в сооруженной ею Влахернской церкви [1]. В этом храме многие люди получали от иконы Богоматери помощь и исцеления. Так, однажды, Божия Матерь явилась двум слепцам, привела их во Влахернский храм и, поставив перед Своим образом, даровала зрение. С тех пор христиане стали называть эту икону «Одигитрия», что в переводе с греческого языка означает «Путеводительница» [2]. В 1046 году византийский император Константин Мономах, выдавая замуж свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода, сына князя Ярослава Мудрого, благословил ее этой иконой [3]. В свою очередь Анна благословила иконой «Одигитрии» своего сына — князя Владимира Мономаха, который в 1101 отправился на княжение в Смоленск. В Смоленске в 1101-1103 годах Владимир Мономах построил собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором и поставил святую икону, полученную от матери [4]. С этого времени икона Божией Матери «Одигитрии» стала заступницей города Смоленска и начала именоваться «Смоленской».

На первописанном образе «Одигитрии», как и на всех последующих его списках, Богоматерь изображена по пояс, правая Ее рука расположена перед грудью, а на левой восседает Божественный Младенец, Который правой рукой благословляет, а в левой держит свернутый свиток.

История древней чудотворной иконы «Одигитрии» очень богата и интересна, но, к сожалению, изложить ее в рамках одной статьи невозможно. Отметим лишь, что большой скорбью для всего нашего народа стало исчезновение этой великой христианской святыни в период гонений на Русскую Православную Церковь, начавшийся вскоре после октябрьской революции 1917 года. До сих пор точно неизвестно, когда исчезла чудотворная икона «Одигитрии» и где она находится в настоящий момент. По одной версии, это могло произойти в 1930-е годы, по другой — перед взятием Смоленска нацистскими войсками в конце июля — начале августа 1941 года. Так, в книге «Die Kathedrale von Smolensk», изданной нацистами в Смоленске в 1943 году на немецком языке, говорится следующее: «Большевики, по сообщению очевидцев, за несколько часов перед входом немецких войск увезли чудотворную икону Смоленской Божией Матери — самую главную икону, которой более 800 лет поклонялись верующие» [5]. Так или иначе, но ко времени возобновления богослужений в Свято-Успенском кафедральном соборе в начале августа 1941 года чудотворной Смоленской иконы Божией Материи «Одигитрии» в нем уже не было. Однако тогда, в самом начале тяжелейшего периода немецкой оккупации, Бог даровал смолянам знак своего особого присутствия в их жизни. Так, во время уборки, проходившей в Свято-Успенском соборе 1 и 2 августа 1941 года перед возобновлением в нем богослужений, среди обломков и мусора был найден точный список с исчезнувшей чудотворной иконы — Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрии», также всегда почитавшаяся верующими как чудотворная [6]. Облаченная во временную парчовую ризу найденная икона была поставлена на место исчезнувшего первообраза, на котором она пребывает и по сей день.

Надвратная Смоленская икона «Одигитрии» имеет огромное духовное значение не только для Смоленщины, но и для всего нашего единого и неделимого исторического Отечества. Всеобщее прославление этого образа относится ко времени Отечественной войны 1812 года. История до наших дней сохранила многочисленные свидетельства о том, как накануне Бородинской битвы Надвратную икону «Одигитрии» носили по рядам русских войск вдоль боевой линии и служили перед ней молебны, за одним из которых молился великий полководец М. И. Кутузов со всеми генералами [7].

Свидетель данного события офицер Ф. Н. Глинка так пишет об этом: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала… Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли» [8]. Тогда перед Надвратной Смоленской иконой Богоматери о победе молилась вся русская армия, вся Россия. И несомненно, что своим присутствием икона «Одигитрии» вливала мужество в сердца самоотверженно сражавшихся русских воинов, являясь для них залогом победы.

Град Богоматери

Согласно всем имеющимся историческим известиям икона Божией Матери «Одигитрии», ставшая затем Надвратной, была прислана в Смоленск в 1602 году царем Борисом Годуновым для сооруженной здесь в 1596-1602 годах крепостной стены, строительством которой он руководил [9]. Выдающийся дореволюционный смоленский историк Иван Иванович Орловский пишет об этом так: «Осенью 1602 года стену освятили, причем, на главных воротах города, Днепровских, поставили в нише большую икону Божией Матери — Одигитрии, копию с соборной иконы, присланную из Москвы царем Борисом Смоленску, как образ покровительницы града и небесного стража новой крепости» [10]. Что же касается времени написания Надвратной иконы «Одигитрии», то до сих пор на данный вопрос никем не было дано единого конечного ответа, который бы при этом опирался как на данные исторической науки, так и на результаты всестороннего исследования самой иконы. Отметим, что, начиная, по крайней мере, с периода Великой Отечественной войны Надвратный Смоленский образ Божией Матери «Одигитрии» никто из ученых и искусствоведов не изучал и не исследовал. Между тем в трудах некоторых дореволюционных историков, причем не только смоленских, есть достаточно четкие указания относительно даты написания Надвратной иконы. Постараемся рассмотреть все возможные точки зрения по этой проблеме и определить, какая из них наиболее соответствует действительности.

В «Историческом и географическом описании города Смоленска», составленном в 1780 году иеромонахом Иоасафом (Шупинским), о Надвратной иконе «Одигитрии», к сожалению, ничего не говорится [11]. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич в своем знаменитом труде «История города Смоленска», впервые изданном в 1803 году, предельно кратко сообщает о Надвратной иконе: «Над Днепровскими воротами в башне стоял внутри города под шатриком с 1602 года Чудотворный Образ Богородицы Смоленской, яко Патрон города» [12]. Однако в «Историческом описании Смоленской Чудотворной иконы Божией Матери — Одигитрии», написанном в 1831 году по поручению епископа Смоленского и Дорогобужского Иосифа (Величковского), о. Никифор Мурзакевич о Надвратной иконе «Одигитрии» пишет уже более подробно [13]. Как известно, данная рукопись никогда не выходила в свет, но, по сообщению И. И. Орловского, копия ее находилась в Смоленском епархиальном музее (библиотеке) [14]. Сам Орловский в книге «Смоленская стена 1602–1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска», вышедшей в 1902 году, приводит следующую выдержку из «Исторического описания Смоленской Чудотворной иконы Божией Матери — Одигитрии» священника Н. А. Мурзакевича: «На Днепровских воротах в башне внутри города стоял под шатриком чудотворный образ Пресв. Богородицы Смоленской, по отстроении города в 1602 г. поставленный как патрон Смоленска, высотой 2? арш., шир. 1? арш.» [15]. Таким образом, о. Никифор Мурзакевич достаточно четко свидетельствует о том, что Надвратная икона «Одигитрии» появилась в Смоленске в 1602 году, при этом указывает ее размеры, но не называет дату написания.

П. Никитин в «Записках о Смоленске», напечатанных в 1845 году, описывая Богоматерскую (Одигитриевскую) церковь над Днепровскими воротами пишет: «До 1727 года над сими воротами находилась одна из башен Смоленской крепостной стены и в ней стояла, под нарочито-устроенным шатром, Чудотворная икона Одигитрии Богородицы» [16]. В другом своем труде «История города Смоленска», завершенном в 1847 году, но опубликованном в следующем, 1848 году, Никитин приводит ту же самую информацию, нисколько ее не дополняя [17].

Появление Надвратной иконы «Одигитрии» в Смоленске в 1602 году подтверждает и Н. В. Трофимовский. В «Историко-статистическом описании Смоленской епархии», изданном в 1864 году, он сообщает: «по преданию, эта икона поставлена была над воротами с того времени, как построена крепость 1602 г., и с давнего времени была предметом особенного почитания у жителей» [18]. Помимо этого Трофимовский отмечает, что Надвратный образ «Одигитрии» «письма старинного византийского», но дату его написания не называет [19]. Данное пояснение скорее указывает не на время, а на стиль письма Надвратной иконы [20]. Также Н. В. Трофимовский вслед за священником Н. А. Мурзакевичем называет те же, что и он размеры Надвратной иконы — «в длину 2 аршина; в ширину полтора» [21].

Ничего не говорится о времени написания Надвратной иконы и в «Описании Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в надворотной церкви крепостной городской стены», напечатанном в 1890 году. Но при этом прибытие Надвратного образа в Смоленск тоже относится здесь к 1602 году и конкретно связывается с именем царя Бориса Годунова: «Когда окончилась постройка стены, то из Москвы, вероятно воцарившимся Борисом Годуновым, в 1602 году была прислана Смоленская чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, которая предназначена была для постановки над Фроловскими воротами, что против Днепровского моста, в сделанной для этого нише. До 1727 года икона эта стояла над упомянутыми воротами под шатром, как Защитница и Покровительница города, а в означенном году перенесена была в церковь, устроенную над воротами» [22]. Данное «Описание…» указывает также и уже известные нам размеры Надвратной иконы «Одигитрии» — «в длину 2? арш. и в ширину 1? арш.», отмечая, что «верх ее оканчивается тупым треугольником, по образцу и размеру бывшей ниши в надворотной Днепровской башне» [23].

Священник Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора Александр Санковский, автор «Адрес-календаря Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями», изданного в шестом номере «Смоленских епархиальных ведомостей» за 1897 год приводит те же данные, что и Н. В. Трофимовский, полностью его копируя [24].

Первым, кто отнес написание Надвратной иконы «Одигитрии» к 1602 году, вероятно, является С. П. Писарев. В книге «Княжеская местность и храм князей в Смоленске. Историко-археологическое исследование в связи с историей Смоленска», вышедшей в 1894 году, он указывает: «На этой же башне (Фроловской — прим. авт.) помещена была большая икона Богоматери, писанная в 1602 году» [25]. В «Памятной книге г. Смоленска» 1898 года Писарев уже несколько пространнее пишет о Надвратной иконе, но по-прежнему датой ее написания считает 1602 год [26]. «Другая Чудотворная икона Смоленской Богородицы, — указывает С. П. Писарев, — находится в храме над Днепровскими воротами, при въезде в крепость города по старому мосту. Она писана в 1602 году в Москве; прислана в Смоленск царем Борисом Годуновым во время постройки Смоленской крепости; помещалась прежде в особо выложенной нише (углублении) городской стены. Прославилась очевидными для всех чудотворениями» [27]. Соответственно Писарев полагает, что Надвратная икона была написана в том же 1602 году, когда ее и прислал в Смоленск Борис Годунов.

Более обстоятельные сведения о Надвратной Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии» содержатся в статье «К 300-летию Смоленской иконы Богоматери», напечатанной в двадцать первом номере «Смоленских епархиальных ведомостей» за 1902 год, где говорится следующее: «Лучше всех и выше всех была Днепровская башня, под которой устроены были въезжие ворота, называвшиеся «Царскими».

Над всеми воротами были сделаны ниши для помещения в них святых икон. Такая же ниша была и над Царскими воротами. Так как смоляне исстари считали покровительницей своего города Пречистую Богоматерь, первописанная икона которой стояла в Мономаховом Успенском соборе, и собор этот называли «домом Богородицы», а свой город «градом Богоматери», то Борис Годунов решил поставить над главными городскими воротами копию с этой иконы. По его повелению, царский «знаменщик» Посник Ростовцев написал копию иконы в увеличенном размере и за это получил от царя 2 рубля деньгами и сукно в 2 рубля. Ко дню освящения городской стены вновь написанная икона была прислана царем в Смоленск и поставлена над Днепровскими воротами. С тех пор и поныне, в течение 300 лет, икона эта стоит над главными городскими воротами, встречая и провожая своим благословением всех посещающих древний Смоленск» [28]. Таким образом, неизвестный автор этой публикации также как и С. П. Писарев относит написание Надвратной иконы «Одигитрии» к 1602 году, но при этом называет имя художника ее написавшего — Посник Ростовцев и плату, которую он получил [29].

Однако в данной публикации присутствует явная грубая фактологическая ошибка. Великий русский историк С. М. Соловьев в седьмом томе «Истории России с древнейших времен» со ссылкой на исторический источник пишет: «Из перечисления подарков, выданных из царской казны разным лицам, мы узнаем имена тогдашних художников: дано было сукно в два рубля и еще два рубля денег Поснику ростовцу за то, что писал образ смоленской Богородицы. Этот Посник ростовец носил название знаменщика; он получил английское сукно доброе за то, что знаменовал, садил жемчугом с дробницами черный бархатный покров на гроб Иоанна Грозного» [30].

Следовательно, Посник Ростовец (или Ростовцев — прим. авт.) жил и творил во времена царя Иоанна IV Грозного и тогда же, а вовсе не при Борисе Годунове, написал «образ смоленской Богородицы». Впоследствии, вероятно, именно эту икону Годунов в 1602 году прислал в Смоленск для сооруженной здесь в 1596-1602 годах крепостной стены, строительством которой он руководил. Мнение же о написании Надвратной иконы «Одигитрии» в 1602 году, которое присутствует у С. П. Писарева, в вышеприведенной статье «К 300-летию Смоленской иконы Богоматери», а также и у некоторых других авторов, скорее всего, является ошибочным. Оно может быть объяснено отсутствием у них точных сведений и, как следствие, склонностью поставить дату написания Надвратной иконы в зависимость от времени ее появления в Смоленске.

В следующем — двадцать втором номере «Смоленских епархиальных ведомостей» за тот же 1902 год в «Кратком сказании о святой чудотворной иконе Божией Матери, Вратарнице Смоленской», составленном упоминавшимся священником Александром Санковским о Надвратной иконе «Одигитрии» говорится уже исходя из всей ранее приведенной о ней информации, но без упоминания имени написавшего ее иконописца: «Ведая таковую любовь, усердие и благоговейное почитание Пресвятой Владычицы Смоленскими жителями, царь Борис Годунов к освящению в 1602 г. устроенной им крепостной стены вокруг Смоленска прислал из Москвы нарочито написанную искусным мастером величественную копию первописанной иконы Богоматери — Одигитрии, в 2,5 арш. высоты и 1,5 арш. ширины, и повелел поставить ее над главными воротами крепости — Днепровскими — под особым деревянным шатром. С тех пор эта икона в течение трехсот лет и стоит над главным въездом в город, как бы встречая и провожая своим благословением всех посещающих Смоленск. Во все великие скорбные и радостные дни прошлой жизни Смоленска и его крепости св. надворотняя икона была утешением и прибежищем смолян вместе с первописанною иконою соборною» [31].

Как видим, священник А. Санковский не указывает, когда была написана Надвратная икона, но при этом подчеркивает, что Борис Годунов к освящению крепостной стены прислал именно «нарочито написанную искусным мастером величественную копию первописанной иконы Богоматери — Одигитрии», тем самым как бы склоняясь в вопросе о ее написании к 1602 году.

Между тем в этом же номере «Смоленских епархиальных ведомостей» приводится текст надписи, которая была сделана на иконе, написанной с Надвратного образа «Одигитрии», и которая находилась в 1-ой батарее 13-ой артиллерийской бригады. В данной надписи сообщалось: «Подлинная икона сего образа Смоленской Божией Матери, именуемого Одигитрия, списана в 1535 году при Царе Иоанне Васильевиче Грозном с иконы, имеющейся в Смоленском Успенском соборе, которая Евангелистом Лукою вскоре по вознесении Господнем, когда Матерь Божия еще находилась в земной жизни, первая была представлена пред святейшее Ее лице…; находилася с 1602 года в Смоленске, яко покровительница города, а с 1727 года стояла у Днепровских ворот в башне под шатриком…» [32]. Таким образом, приведенная надпись в качестве времени написания Надвратной иконы «Одигитрии» называет 1535 год, что соответствует и подтверждается данными С. М. Соловьева.

Этой же даты придерживается и И. И. Орловский, выпускник Московской Духовной Академии, известной в тот период своей сильной исторической школой. В вышедшей в 1902 году книге «Смоленская стена 1602–1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска» Орловский, ссылаясь на С. М. Соловьева, пишет: «Ко дню освящения Борис Годунов прислал в Смоленск образ Смоленской Богоматери, писанный художником Посником Ростовцем за 2 р. денег и сукно в 2 р. Этот образ был поставлен в 1602 г. в нише над Днепровскими воротами, а ныне находится в Надворотней церкви и считается чудотворным» [33]. В изданных в 1905 году «Достопамятностях Смоленска», И. И. Орловский совершенно определенно относит написание Надвратной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» к 1535 году [34]. «Главную святыню ее (Надвратной Богоматерской церкви — прим. авт.), — отмечает Орловский, — составляет чудотворная икона Одигитрии, написанная в Москве в 1535 г. и присланная Годуновым к освящению городской стены в 1602 г. Она стояла в нише над воротами, и имела соответствующую форму, т. е. суживалась вверху. Для придания ей 4-угольной формы впоследствии вверху прибавлены по сторонам были 2 треугольника» [35]. Несомненно, что И. И. Орловский, учившийся у В. О. Ключевского, будучи серьезным профессиональным историком, не без веских на то оснований считает временем написания Надвратной иконы «Одигитрии» именно эпоху царя Иоанна Грозного, а не Бориса Годунова или кого-либо еще.

Смоленские исследования

Идейный последователь И. И. Орловского смоленский краевед В. И. Грачев датой написания Надвратного образа Богоматери также считает 1535 год. В своем труде «К истории 1812 года», опубликованном в 1911 году, Грачев пишет: «Со стороны города, над воротами башни (Фроловской — прим. авт.), устроена была ниша, где помещалась икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, присланная из г. Москвы осенью 1602 года Борисом Годуновым в благословение г. Смоленску… Икона эта написана художником Постниковым Ростовцем в 1535 году, по повелению царя Иоанна Грозного, с иконы, находящейся в Успенском соборе, в Смоленске. Доска иконы 2? аршина длины, 1? арш. ширины. Верх иконы заканчивается треугольником, в котором помещено изображение св. Духа, в виде голубя, осеняющего Богоматерь» [36].

Примерно такую же информацию находим в вышедшем в следующем 1912 году «Описании Смоленской Чудотворной Иконы Божией Матери — Одигитрии, находящейся в Надворотной церкви крепостной городской стены», которое тоже относит написание Надвратной иконы ко времени Иоанна Грозного, но при этом не называет 1535 года, ограничиваясь просто XVI веком: «Смоленская Икона Богоматери — Одигитрии написана была в 16 веке в г. Москве по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного лучшим художником того времени Постником Ростовцем. Св. икона представляет величественную копию, в стиле писания византийского, находящейся в Смоленском Успенском Кафедральном Соборе первописанной св. еванг. Лукою Чудотворной Иконы Божией Матери — Одигитрии, в 2? арш. высоты и 1? арш. ширины. Пресвятая Дева Мария изображена на иконе в пояс с Божественным Сыном — Младенцем на левой руке; правая рука Ея с раскрытою дланью лежит на груди; умиленный взор Ея покоится на возлюбленном Сыне — Младенце. Св. Дух в виде голубя осеняет Богоматерь» [37]. Кроме этого здесь обращается внимание и на треугольное завершение Надвратной иконы: «Так как св. икона заканчивается тупым треугольником, по образцу и размеру бывшей ниши в Надворотной Днепровской башне, то для придания ей четырехугольной формы, вверху — по бокам к ризе приделаны два недостающих угольника в виде спускающейся занавеси, также из серебра» [38]. Стоит отметить, что настоящее «Описание…» является изданием Смоленского архиерейского дома, в связи с чем, содержащиеся в нем сведения все-таки следует оценивать как авторитетные.

Несмотря на это, В. М. Вороновский в книге «Отечественная война 1812 г. в пределах Смоленской губернии», изданной в 1912 году, повторяет ошибку, допущенную его предшественниками, и вновь указывает на 1602 год, как на время написания Надвратной иконы «Одигитрии»: «По приказанию царя Бориса Федоровича, с этой «первописанной» иконы (имеется ввиду подлинник «Одигитрии», написанный евангелистом Лукой, и который находился Смоленском в Свято-Успенском кафедральном соборе — прим. авт.) был заказан лучшему в то время живописцу-художнику, Постнику Ростовцу, снимок в увеличенном размере. Ко дню освящения смоленской крепостной стены в 1602 году, снимок этот был привезен в Смоленск и помещен над главными крепостными воротами, которые назывались Днепровскими, а также Фроловскими, Государевыми или Царскими» [39].

Из всех выше приведенных версий о времени написания Надвратной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» наиболее соответствующей действительности, на наш взгляд, является мнение о том, что она была написана именно в эпоху царя Иоанна Грозного и, в частности, в 1535 году. Данная точка зрения поддерживается такими авторитетными историками, как С. М. Соловьев, И. И. Орловский и многими их последователями, кроме того, она не противоречит и трудам других не менее уважаемых авторов — священника Н. А. Мурзакевича, П. Никитина, Н. В. Трофимиовского. Причем последний вообще указывал, что Надвратная икона «письма старинного византийского» [40]. Между тем, все же учитывая, что С. П. Писарев, а вслед за ним неизвестный автор статьи «К 300-летию Смоленской иконы Богоматери», В. М. Вороновский и некоторые другие относят написание Надвратного образа к 1602 году, объективности ради, следует сказать, что окончательную точку в этом вопросе можно будет поставить только после всестороннего исследования и анализа Надвратной иконы «Одигитрии», живопись которой с 1954 года закрыта серебряной ризой.

В XX веке известно всего два возможных случая исследования Надвратной иконы, причем оба они имели место в довоенное время. Речь о них неразрывным образом связана с вопросом о месте пребывания Надвратной иконы «Одигитрии» после закрытия в 1928 году Богоматерской надвратной (или иначе Одигитриевской) церкви [41]. В местной газете «Рабочий путь» от 28 августа 1928 года о закрытии Богоматерского храма говорится так: «По ходатайству рабочих городских предприятий гор. Смоленска президиум губисполкома постановил: здание бывш. Богоматерской церкви предоставить смоленскому коммунальному тресту для использования под устройство рабочего клуба» [42]. Вероятнее всего, Надвратный образ был отправлен в антирелигиозный музей. В той же газете «Рабочий путь» от 14 декабря 1929 года в заметке «Там, где были церкви» сообщается: «Там, где сейчас находится клуб «Электрички», недавно была богоматерская церковь со знаменитой иконой смоленской богоматери. Икона теперь в музее. А в большом зале бывшей церкви косой луч кино-аппарата проектирует кадры «Октября». Клуб еще не смог как следует наладить своей работы, но уже в ряде кружков учатся рабочие жить по-новому» [43]. Скорее всего, в данной газетной заметке под музеем подразумевается как раз антирелигиозный музей, хотя не исключено, что, быть может, и какой-либо другой. При этом отметим, что первоначально музей атеизма располагался в Верхне-Благовещенской церкви над Молоховскими воротами, которую закрыли еще в 1918 году [44]. Позже антирелигиозный музей был переведен в закрытый в 1933 году Свято-Успенский кафедральный собор [45]. Соответственно в кафедральный собор перенесли и Надвратную икону «Одигитрии», поскольку именно тут 1-2 августа 1941 года ее обрели верующие [46]. Теперь вернемся к вопросу о возможных исследованиях Надвратного образа.

Первая попытка исследовать Надвратную икону была сделана научно-исследовательской экспедицией Главнауки, работавшей в Смоленске с конца июля 1929 года в составе директора центральных государственных реставрационных мастерских И. Э. Грабаря, архитекторов П. Д. Барановского и Д. П. Сухова, художника-реставратора Г. О. Чирикова и фотографа Лядова [47]. Исследователь древних смоленских архитектурных памятников И. М. Хозеров, в то время занимавший должность инспектора облОНО, в статье «Исследовательская экспедиция главнауки в Смоленске», напечатанной в газете «Рабочий путь» от 21 августа 1929 года, так сообщает об итогах работы данной экспедиции: «Экспедиция обследовала смоленский собор, Петропавловскую, Богословскую и Георгиевскую церкви и картинную галерею. Результаты работ экспедиции оказались весьма ценными в научном отношении. В Успенском кафедральном соборе были обследованы древнейшие иконы. Одна из них, икона Одигитрии, отмеченная в свое время академиком Н. П. Кондаковым, является монументальным иконописным памятником XIV века; икона в значительной степени записана и требует расчистки. Другая, так называемая, «чудотворная икона Одигитрии» представляет высокий историко-художественный интерес, вследствие двусторонности изображений (на лицевой и обратной стороне доски) и относится также к XIV-му веку (по крайней мере об этом свидетельствует живопись обратной стороны иконы, лицевая же сторона ее открывается в основном живописью XVI-го века — это очевидно, уже позднейшая запись)» [48]. Как видим, в начале здесь речь идет о некоей иконе, «отмеченной в свое время» известным исследователем византийского и древнерусского искусства Н. П. Кондаковым, которую члены экспедиции датировали XIV веком. Трудно сказать, что за икона имеется ввиду — Надвратная или какая-то другая. Если это действительно Надвратная икона «Одигитрии», то мы можем констатировать, что вышеназванные ученые отнесли время ее написания к XIV веку, а также и то, что в 1929 году она находилась в Свято-Успенском кафедральном соборе. Такая датировка не соответствует утверждению С. М. Соловьева, И. И. Орловского и некоторых других авторов о написании Надвратной иконы в эпоху царя Иоанна Грозного и уж тем более идет в разрез со взглядом С. П. Писарева и его последователей, относивших образ к 1602 году. Между тем версия экспедиции Главнауки о XIV веке хорошо соотносится с указанием Н. В. Трофимовского о том, что Надвратная икона «Одигитрии» «письма старинного византийского». В то же время встает и еще один вопрос — как Надвратная икона оказалась в Свято-Успенском соборе, если мы знаем, что она была отправлена в музей и, возможно, в музей антирелигиозный, размещавшийся до 1933 года в Верхне-Благовещенской церкви над Молоховскими воротами? По нашему мнению, ответ здесь может быть только один. С 1923 по 1933 год в Свято-Успенском соборе служили обновленцы [49]. А, как известно, обновленческий раскол был инспирирован советской властью в 1922 году с целью уничтожения Церкви изнутри. Большевики всячески поддерживали лояльных по отношению к себе обновленцев, и, желая привлечь на их сторону как можно больше верующих людей, передавали им кафедральные соборы, а также те храмы, которые располагались в центрах городов, и, в которых находились чтимые иконы или какие-либо святыни. Бывали и такие случаи, когда в занятые обновленцами храмы отдавались святыни из других церквей. В связи с этим можно предположить, что Надвратная икона «Одигитрии» на момент 1929 года могла находиться в Свято-Успенском кафедральном соборе, как раз потому, что, наверное, была передана служившим в нем тогда обновленцам. После же закрытия собора в 1933 году и обращения его в антирелигиозный музей Надвратная икона продолжала по-прежнему оставаться в нем.

Как следует из вышеприведенной статьи И. М. Хозерова, участники научно-исследовательской экспедиции Главнауки исследовали также и древнюю чудотворную икону «Одигитрии», по преданию написанную евангелистом Лукой, которая, в 1929 году еще находилась в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. Ученые отнесли ее к XIV веку, так как, по их мнению, «об этом свидетельствует живопись обратной стороны иконы». Относительно же лицевой стороны члены экспедиции отметили, что она «открывается в основном живописью XVI-го века — это очевидно, уже позднейшая запись». Данные выводы сразу же вызывают огромное недоверие. Доподлинно известно, что изображение распятого на кресте [*] Спасителя с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом было сделано на обратной стороне древней чудотворной иконы «Одигитрии» в 1673 году во время ее поновления в Москве [50]. Так что датировка живописи обратной стороны древней иконы «Одигитрии» XIV веком более чем несостоятельна. Невозможно согласиться и с тем, что лицевая сторона этой иконы открывалась в основном живописью XVI века. Последнее поновление древней «Одигитрии» осуществлялось тогда же, в 1673 году, а потому, если и допускать возможность того, что она была записана, то в этом случае верхний слой ее живописи в основном все-таки должен соответствовать не XVI-му, а — XVII веку. Таким образом, совершенно необоснованная датировка древней иконы исследователями экспедиции Главнауки ставит под большое сомнение и их мнение о написании Надвратного образа «Одигитрии» в XIV веке.

«Предметы старины и искусства — на экспорт»

Во второй раз Надвратная икона осматривалась искусствоведами в 1930 году в связи со следующим обстоятельством. В конце 1920-х — начале 1930-х годов советское правительство проводило массовую распродажу произведений искусства за границу. На иностранных аукционах оказались сотни, если не более, ценнейших предметов, причем как из столичных, так и из провинциальных музеев. Имея от этого хорошую выгоду, Совнарком СССР пожелал укрепить начатое дело, в связи с чем 23 января 1928 года принял специальное секретное постановление «О мерах к усилению экспорта и реализации за границей предметов старины и искусства» [51]. 6 января 1930 года малый Совнарком РСФСР с подачи Наркомторга СССР утвердил решение о продолжении изъятий музейных ценностей для их последующего экспорта за границу [52]. Одним из основных положений этого постановления было: «Для отбора произведений искусства, необходимых для проведения экспортных операций, образовать особую ударную бригаду из искусствоведов, рекомендованных Главнаукой, а рамки их компетенции оговорить соответствующей инструкцией» [53]. Такая «ударная бригада» из четырех человек — В. К. Клейна, Д. А. Шмидта, Ю. А. Олсуфьева и А. Р. Дидерикс прибыла в Смоленск в начале марта 1930 года [54]. Как следует из «Списка предметов, отобранных ударной бригадой в Смоленском Госмузее», составленном 3 марта 1930 года, прибывшие из Москвы специалисты работали в музее прикладного и декоративного искусства и в картинной галерее, где всего ими было подготовлено к изъятию 30 предметов на сумму 52 тысячи 850 рублей [55]. Среди произведений отобранных из музея прикладного и декоративного искусства была «Икона Смоленской Одигитрии с двумя ангелами в клеймах угловых, XVI век, Ярославского письма (большая) 1.500 р.» [56]. В «Списке…» она значилась третьей, но при этом без инвентарного номера [57]. Конечно, данная икона не имеет никакого отношения к Надвратному образу «Одигитрии». Между тем следует отметить, что эта икона, по тем или иным причинам, не была продана за границу и, более того, со времени Великой Отечественной войны, в частности с периода оккупации, находилась в ведении Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора и размещалась в Малом Богоявленском соборе [58]. Примерно в 1957 году икона «Одигитрии» Ярославского письма [**] с некоторыми другими предметами была изъята из собора и передана в Смоленский областной музей. М. Иванов в примечании к своей статье «Страницы истории музейного дела: документы и факты», напечатанной в 9-10 номере журнала «Край Смоленский» за 1994 год сообщает, что эта икона упоминается как в «Списке…», составленном «ударной бригадой», так и в записной книжке за 1930 год одного из ее членов — Ю. А. Олсуфьева, наиболее крупного в те годы специалиста по русской иконе [59]. Вместе с тем, М. Иванов отмечает и то, что «в рукописи Олсуфьева за 1929-1933 гг. идет речь о находившейся в Соборе «Смоленской Одигитрии» «очень большого размера», проблематично отнесенной к XIV веку» [60]. Вполне возможно, что здесь имеется ввиду Надвратная икона «Одигитрии». Если это действительно так, то получается, что Ю. А. Олсуфьев, также как и члены научно-исследовательской экспедиции Главнауки, работавшей в Смоленске в 1929 году, считает временем написания Надвратной иконы XIV век. Однако датировка Олсуфьева тоже может вызывать сомнения, поскольку нужно учитывать, что «ударная бригада» работала в Смоленске всего несколько дней и занималась, в первую очередь, не научным исследованием, а изъятием произведений искусства, наиболее подходящих для продажи за границу.

Исходя из всего сказанного, необходимо еще раз отметить, что конечный итог относительно времени написания Надвратной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» можно будет подвести лишь после ее полного научно-исследовательского анализа.

Но, к сожалению, уже можно встретиться с совершенно необоснованными, нелепыми и научно не подтвержденными заявлениями некоторых исследователей, которые, спеша предвосхитить события, подвергают сомнению подлинность Надвратной иконы «Одигитрии», находящейся ныне в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. Так, в книге И. Я. Качаловой, Н. А. Маясовой и Л. А. Щенниковой «Благовещенский собор Московского Кремля: к 500-летию уникального памятника русской культуры», изданной в 1990 году, в примечании 5 на странице 75 в несколько тенденциозном советском русле говорится: «Почитавшаяся как древняя «чудотворная» икона … стояла в Успенском соборе Смоленска до 1941 года, когда она бесследно исчезла. В настоящее время в действующем соборе города Смоленска находится поздняя икона «Богоматерь Одигитрия» (вероятно, XVII — XVIII вв.) в окладе 1954 г., живопись которой скрыта под потемневшей олифой; она выдается за древнюю «чудотворную»» [61]. В первую очередь поражает то, что авторы данного труда, являясь специалистами в области искусствоведения, позволяют себе высказывать такие суждения о Надвратной иконе «Одигитрии», которую ни они не исследовали, ни кто-либо другой, начиная, по крайней мере, с 1941 года. Кроме того, как можно датировать икону XVII — XVIII вв., даже с оговоркой «вероятно», отмечая при этом, что живопись ее «скрыта под потемневшей олифой»?! Налицо явное противоречие самим себе. И уж совсем не понятно, зачем и на основании чего Качалова, Маясова и Щенникова заявляют, что Надвратная икона «Одигитрии», с 1941 года хранящаяся в Свято-Успенском соборе Смоленска, якобы «выдается за древнюю «чудотворную»», в то время, как священнослужителями и верующими она, наоборот, почитается именно как «Надвратная» — то есть та, которую в 1602 году прислал царь Борис Годунов, и, которая в 1812 году находилась на Бородинском поле. Таким образом, данное мнение само свидетельствует о своей полной несостоятельности.

Вслед за вышеупомянутыми авторами, не дожидаясь исследования, подвергает сомнению подлинность Надвратной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» «независимый» смоленский журналист В. М. Аникеев, ранее бывший старшим научным сотрудником Смоленского областного музея изобразительных искусств, но при этом не являющийся профессиональным историком. В своей статье ««Вратарница» Смоленская», опубликованной в 2006 году в VI томе сборника материалов международной научно-практической конференции «Культура и письменность славянского мира», проходившей в Смоленске 24 мая 2005 года, Аникеев помимо мнений некоторых дореволюционных авторов по поводу датировки Надвратной иконы «Одигитрии» приводит также и только что разбиравшееся беспочвенное суждение И. Я. Качаловой, Н. А. Маясовой и Л. А. Щенниковой, никак его не анализируя [62]. Пытаясь показать невозможность написания «Надвратной» иконы в 1535 году, В. М. Аникеев ссылается на то, что об этом ничего не упоминается в летописях, в которых, например, повествуется о том, как в 1456 году в Москве с древней чудотворной иконы «Одигитрии», написанной евангелистом Лукой, перед ее возвращением в Смоленск, был сделан список, поставленный в Благовещенском соборе Московского Кремля, а позже, в 1525 году, перенесенный в Смоленский собор Новодевичьего монастыря [63]. Однако совершенно очевидно, что это событие нашло отражение в летописи в силу своей особой важности — список был сделан потому, что подлинную икону возвратили на ее прежнее законное место — в Смоленск. Что же касается написания иконы «Одигитрии» (ставшей впоследствии Надвратной Смоленской) в 1535 году при царе Иоанне Грозном, то в тот момент, вероятно, она не предназначалась ни для какой важной цели, а потому вполне естественно, что в летописях о ее написании ничего сказано. Ведь не фиксировали же летописцы написание вообще всех икон, писавшихся на Руси!

Далее В. М. Аникеев, вопреки указанию И. И. Орловского, считает маловероятным пребывание Надвратной иконы на Днепровских воротах в годы владения Смоленском Речью Посполитой «так как поляки не только разрушали и закрывали православные храмы и обращали их в костелы, но и с 1639 года запретили в Смоленске богослужение по православно-греческому обряду» [64]. «Скорее всего, — пишет Аникеев, — святыня была укрыта в одном из уцелевших храмов, тем более, что при осаде Днепровская воротная башня была частично разрушена и впоследствии восстанавливалась поляками» [65]. Между тем И. И. Орловский в своей книге «Смоленск и его стены. Краткая история Смоленска и его крепости. (К 300-летнему юбилею городской стены)» достаточно четко указывает, что «Все смоленские церкви были обращены в костелы; одна Надворотная икона Богоматери по-прежнему стояла на воротах города, и к ней прибегали смоляне с молитвами в эти бедственные дни» [66]. Полагаем, что гонение на Православную веру со стороны поляков и усиленное насаждение ими католичества вовсе не должно было стать причиной их непочтительного или кощунственного отношения к Надвратной иконе «Одигитрии». Есть достаточно много икон Богоматери, как, например, Ченстоховская, Почаевская, Жировицкая, Остробрамская и другие, которые одинаково почитаются и православными, и католиками. Поэтому поляки вполне могли чтить и Надвратную Смоленскую икону «Одигитрии», оставив ее на прежнем месте, как Покровительницу теперь уже владеемого ими Смоленска. Мнение же В. М. Аникеева о том, что Надвратную икону укрыли «в одном из уцелевших храмов» также является совершенно не обоснованным, поскольку в годы польского господства в Смоленске не было ни одного православного храма. Кроме того, В. И. Грачев, говоря о возвращении Смоленска в состав Русского государства, пишет: «Наконец, в 1654 году государю Алексею Михайловичу удалось возвратить Смоленск под власть России. 23-го сентября царь торжественно въехал в город чрез главные Фроловские ворота, и первая благодарственная молитва царя, несомненно, была обращена к иконе Божией Матери Надворотной» [67].

Доказательства подлинности иконы Одигитрии

Самым неприемлемым в статье В. М. Аникеева является его заявление о том, что икона Божией Матери «Одигитрии», находящаяся ныне в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе — вовсе не та, которая до 1928 года стояла в Богоматерской церкви над Днепровскими воротами [68].

В качестве основного аргумента автор приводит несоответствие размеров Надвратного образа «Одигитрии», приводимых в изданиях XIX — начала XX веков, размерам иконы, в настоящее время находящейся в Свято-Успенском соборе [69]. Начиная со священника Никифора Мурзакевича, все дореволюционные авторы указывают такие размеры Надвратной иконы — 2,5 аршина в длину и 1,5 аршина — в ширину, что в переводе на современные меры составляет примерно 177,8 ? 106,68 см [70]. Размеры же иконы ныне стоящей в Свято-Успенском соборе — около 245 см — в длину и 130 см — в ширину. На первый взгляд это, действительно, может показаться веским доказательством неподлинности соборной иконы.

Однако необходимо учитывать следующие обстоятельства, которые вполне позволяют объяснить и преодолеть данное на самом деле лишь кажущееся противоречие. Во-первых, только что приведенные размеры иконы «Одигитрии», находящейся в Свято-Успенском соборе, являются достаточно условными, поскольку сняты они с иконы, вставленной в раму и закрытой серебряной ризой, в связи с чем, определить точные контуры доски иконы просто невозможно. Ведь не исключено, что икона как бы обрамлена некоей деревянной оправой, к которой и крепится скрывающая ее риза, что, конечно же, увеличивает размер иконы. По крайней мере, такое впечатление складывается при пристальном осмотре соборной иконы. Поэтому для того, чтобы узнать настоящие размеры находящегося в Свято-Успенском соборе образа «Одигитрии» нужно вытащить его из рамы и снять с него ризу, и тогда, возможно, окажется, что его размеры полностью соответствуют тем, что указаны в изданиях XIX — начала XX веков.

Кроме того, неизвестно до какой точки измеряли длину Надвратной иконы дореволюционные авторы — до самого угла, в котором помещено изображение Святого Духа, или только до главы Богоматери, откуда икона уже начинает сужаться? Если мерили лишь до главы Богородицы, или чуть выше, то тогда насчет длины вообще не может быть споров. Необходимо также учитывать и указание И. И. Орловского о том, что «для придания ей (Надвратной иконе «Одигитрии» — прим. авт.) 4-угольной формы впоследствии вверху прибавлены по сторонам были 2 треугольника» [71], потому что и это могло каким-то образом повлиять на указание размеров Надвратной иконы. Во-вторых, совершенно очевидно, что все дореволюционные авторы, приводившие в своих сочинениях размеры Надвратного образа «Одигитрии», вовсе не измеряли его сами, а скорее переписывали размеры, названные священникам Н. А. Мурзакевичем, который, как и всякий исследователь, вполне мог либо ошибиться, либо допустить неточность. Вместе с тем, нельзя также однозначно сказать, что брал за аршин о. Никифор Мурзакевич. Таким образом, аргумент В. М. Аникеева о несоответствии размеров очень и очень спорный.

Несерьезна и ссылка Аникеева на проведенное им так называемое масштабное наложение дореволюционной фотографии Надвратной иконы «Одигитрии», украшенной тогда еще старой ризой, на фото иконы, находящейся ныне в Свято-Успенском соборе [72]. «Видимые изображения, — пишет В. М. Аникеев, — лики и руки, ножки Младенца — на иконах, скрытых окладами, при их масштабном наложении друг на друга, не совпадают» [73]. Однако, совершенно ясно, что две ризы, выполненные в разное время и разными мастерами, хотя и на одну и ту же икону, неизбежно будут не совпадать друг с другом. Кроме того, масштабное наложение двух разных по размеру фотографий вряд ли может дать объективный результат и быть достойным уважения аргументом.

Следует помнить, что стоящая ныне в Свято-Успенском соборе икона «Одигитрии», как уже говорилось в самом начале, была обретена 1-2 августа 1941 года и сразу же признана Надвратной, то есть той, которая до 1928 года находилась в Богоматерской церкви над Днепровскими воротами [74]. Таковой эту икону признали многие священнослужители и верующие, как, например, протоиерей Тимофей Глебов, смоленская писательница Е. В. Домбровская и другие, которые хорошо знали Надвратный образ, поскольку имели возможность неоднократно видеть его и молиться перед ним еще до закрытия Богоматерского храма [75]. Каких же либо оснований для недоверия свидетельствам этих очевидцев отнюдь не имеется.

Еще более необоснованно и наивно утверждение В. М. Аникеева о том, что иконой, присланной в 1602 году в Смоленск царем Борисом Годуновым для новопостроенной крепости, является уже упоминавшаяся нами икона «Одигитрии» с двумя ангелами в угловых клеймах, которая в настоящее время находится в Художественной галерее областного музея-заповедника Смоленска [76].

«Икона, которая находится в экспозиции Художественной галереи, — пишет Аникеев, — это и есть та самая знаменитая икона, пожалованная городу Борисом Годуновым» [77]. Данный образ определяется искусствоведами как икона Московской школы конца XVI века. Аникеев, анализируя особенности этой иконы, делает справедливый вывод о ее принадлежности к иконописной школе Годуновых, что вовсе и не подлежит сомнению. Более того, она вполне могла быть прислана в Смоленск Борисом Годуновым, но только не в качестве главной иконы, предназначавшейся для крепостной стены, а как сопровождающая ее. Ведь мы знаем, что когда в 1456 году великий князь Василий Васильевич Темный, по просьбе Смоленского епископа Мисаила (Друцкого-Соколинского Бабича), а также «наместника и первых от граждан», возвратил древнюю чудотворную икону Божией Матери «Одигитрии» обратно в Смоленск, то принесли ее сюда с некоторыми другими иконами [78]. Поэтому возможно, что и царь Борис Годунов, отправляя в Смоленск икону Богоматери «Одигитрии» в благословение сооруженной здесь крепостной стене, мог дать и иные иконы для сопровождения главной. Соответственно мнение В. М. Аникеева о том, что Борис Годунов прислал в Смоленск в качестве надвратной икону, находящуюся ныне в Художественной галерее, которое при этом базируется лишь на принадлежности данной иконы к годуновской иконописной школе, является всего на всего беспочвенной и недоказуемой гипотезой.

В заключение своей статьи В. М. Аникеев без веских на то оснований довольно резко заявляет, что «одно только треугольное («овальное») завершение» иконы, находящейся ныне в Свято-Успенском кафедральном соборе, не может служить «определяющим признаком ее временной, именной и исторической принадлежности» [79]. То есть иными словами, согласно данному автору, треугольное завершение соборной иконы вовсе не доказывает то, что именно она была прислана в Смоленск в 1602 году царем Борисом Годуновым. Между тем неоднократно упоминавшийся нами беспристрастный историк И. И. Орловский, и некоторые другие авторы, напротив, указывают на суживающееся завершение как на один из основных и определяющих признаков Надвратной иконы «Одигитрии» [80]. «Она (Надвратная икона — прим. авт.) стояла в нише над воротами, — отмечает Орловский, — и имела соответствующую форму, т.е. сужалась вверху. Для придания ей 4-угольной формы впоследствии вверху прибавлены по сторонам были 2 треугольника» [81]. Наверное, комментарии здесь будут излишни.

Подводя итог настоящего небольшого исследования, посвященного изучению вопроса о времени написания одной из величайших общерусских святынь — Надвратной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии», с уверенностью можно сказать, что наиболее очевидной и достоверной является версия о ее написании в эпоху царя Иоанна IV Грозного, в частности в 1535 году, как говорит об этом одно из светил российской исторической науки С. М. Соловьев и местный смоленский историк И. И. Орловский, а также многие их последователи. Однако при этом не стоит отрицать необходимости научно-исследовательского анализа Надвратной иконы, поскольку только его результаты могут единственно правильно и окончательно решить данную проблему. В отношении же подлинности иконы «Одигитрии», с 1941 года и по настоящее время находящейся на месте исчезнувшего древнего первообраза в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе, не может быть никаких сомнений. Это действительно тот Надвратный образ, который был послан в Смоленск в 1602 году царем Борисом Годуновым, и перед которым в 1812 году на кануне Бородинского сражения молилось все доблестное русское воинство. Оспаривать это — означает отрицать правдивость истории своего Отечества и истинность многовековой веры своего народа.

Иеромонах Серафим (Амельченков)

[1]Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 246-247; Описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в Смоленском Успенском соборе. Смоленск, 1894. С. 8.

[2]Там же.

[3]Мурзакевич Н.А., священник. История города Смоленска. Смоленск, 1903. С. 29.

[4]Там же.

[5]Die Kathedrale von Smolensk. Smolensk, 1943. С. 22.

[6]Новый путь, №63 (185) от 12. 08. 1943.

[7]Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 235; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 13-14 / Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 г. Смоленск, 1912; Левашев П. Н., протоиерей. Краткое сказание о Смоленской иконе Божией Матери — Одигитрии, именуемой Надворотной. Санкт-Петербург, 1912. С. 8-9.

[8]Цит. по Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 14-15 / Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 г. Смоленск, 1912.

[9]Орловский И.И. Смоленск и его стены. Краткая история Смоленска и его крепости. (К 300-летнему юбилею городской стены). Смоленск, 1902. С. 13-16.

[10]Там же. С. 16.

[11]Иоасаф (Шупинский), иеромонах. Историческое и географическое описание города Смоленска. — Смоленск, 1991. — 31 с.: ил., план города. — (Б-ка жур. «Край Смоленский»).

[12]Мурзакевич Н.А., священник. История города Смоленска. Смоленск, 1903. С. 108.

[13]Орловский И. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич (1769-1834 г.) / Мурзакевич Н.А., священник. История города Смоленска. Смоленск, 1903. С. 16; Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14-15.

[14]Там же.

[15]Цит. по Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 15, примеч. 1).

[16]Никитин П. Записки о Смоленске, составленные П. Никитиным. Москва, 1845. С. 42.

[17]Никитин П. История города Смоленска. Москва, 1848. С. 238.

[18]Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 233.

[19]Там же.

[20]Описание Смоленской Чудотворной Иконы Божией Матери — Одигитрии, находящейся в Надворотней церкви крепостной городской стены. Смоленск: 6 издание Смоленского Архиерейского Дома, вновь пересмотренное и дополненное, 1912 (переиздание 2004) С. 11.

[21]Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 233.

[22]Описании Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в надворотной церкви крепостной городской стены. Смоленск, 1890. С. 1-2.

[23]Там же. С. 2.

[24]Санковский А.В., священник. Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 18-19 / Смоленские епархиальные ведомости, Смоленск, 1897.

[25]Писарев С.П. Княжеская местность и храм князей в Смоленске. Историко-археологическое исследование в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1894. С. 116.

[26]Писарев С.П. Памятная книга г. Смоленска. Историко-современный очерк, указатель и путеводитель. Смоленск, 1898. С. 115.

[27]Там же.

[28]К 300-летию Смоленской иконы Богоматери / Смоленские епархиальные ведомости, № 21 от 1-15 ноября 1902, неофициальный отдел. С. 1152-1153.

[29]Там же.

[30]Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7-8/Отв. Ред.: И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. — М.: Мысль, 1989. — 752 с. С. 301-302.

[31]Санковский А., священник. Краткое сказание о святой чудотворной иконе Божией Матери, Вратарнице Смоленской / Смоленские епархиальные ведомости, № 22 от 16-30 ноября 1902, неофициальный отдел. С. 1240-1241.

[32]Смоленские епархиальные ведомости, № 22 от 16-30 ноября 1902, неофициальный отдел. С. 1247-1248.

[33]Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14.

[34]Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905. С. 22.

[35]Там же.

[36]Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5 / Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912.

[37]Описание Смоленской Чудотворной Иконы Божией Матери — Одигитрии, находящейся в Надворотней церкви крепостной городской стены. Смоленск: 6 издание Смоленского Архиерейского Дома, вновь пересмотренное и дополненное, 1912 (переиздание 2004) С. 11.

[38]Там же. С. 12.

[39]Вороновский В.М. Отечественная война 1812 г. в пределах Смоленской губернии. Санкт-Петербург, 1912. С. 334.

[40]Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 233.

[41]Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006. С. 28.

[42]Рабочий путь, №199 от 28. 08. 1928.

[43]Рабочий путь, №288 от 14. 12. 1929.

[44]Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006. С. 28.

[45]Там же. С. 38.

[46]Там же. С. 87-88.

[47]Рабочий путь, №191 от 21. 08. 1929.

[48]Рабочий путь, №191 от 21. 08. 1929.

[49]Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006. С. 35.

[*]Кроме того, над крестом и внизу его была сделана надпись на греческом языке, которая, однако, должна быть написана иначе, что в переводе означает «Царь распят»

[50]Мурзакевич Н.А., священник. История города Смоленска. Смоленск, 1903. С. 102; Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 246; Описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в Смоленском Успенском соборе. Смоленск, 1894. С. 6-7.

[51]Иванов М. Страницы истории музейного дела: документы и факты / Край Смоленский, 1994, №№9-10. С.22-23.

[52]Иванов М. Страницы истории музейного дела: документы и факты / Край Смоленский, 1994, №№9-10. С. 23.

[53]Там же.

[54]ГАСО, ф. 2350, оп. 1, д. 177, л. 25-26.

[55]Там же.

[56]Там же.

[57]Там же.

[58]Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006. С. 147.

[**]В настоящее время искусствоведы относят данную икону к Московской школе конца XVI века.

[59]Иванов М. Страницы истории музейного дела: документы и факты / Край Смоленский, 1994, №№9-10. С. 31.

[60]Там же. С. 31-32.

[61]Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: к 500-летию уникального памятника русской культуры. Москва: «Искусство», 1990. С. 75, примеч. 5.

[62]Аникеев В.М. «Вратарница» Смоленская / Культура и письменность славянского мира: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 24 мая 2005 года. Смоленск: СмолГУ, 2006. Т. 6. С. 157-160.

[63]Там же. С. 160.

[64]Там же. С. 160.

[65]Аникеев В.М. «Вратарница» Смоленская / Культура и письменность славянского мира: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 24 мая 2005 года. Смоленск: СмолГУ, 2006. Т. 6. С. 160.

[66]Орловский И.И. Смоленск и его стены. Краткая история Смоленска и его крепости. (К 300-летнему юбилею городской стены). Смоленск, 1902. С. 25.

[67]Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 6 / Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912.

[68]Аникеев В.М. «Вратарница» Смоленская / Культура и письменность славянского мира: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 24 мая 2005 года. Смоленск: СмолГУ, 2006. Т. 6. С. 163-166.

[69]Там же. С. 163-164.

[70]Цит. по Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 15, примеч. 1).

[71]Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905. С. 22.

[72]Аникеев В.М. «Вратарница» Смоленская / Культура и письменность славянского мира: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 24 мая 2005 года. Смоленск: СмолГУ, 2006. Т. 6. С. 163-164.

[73]Там же. С. 163.

[74]Новый путь, №63 (185) от 12. 08. 1943; ГАСО, ф. 1620, оп. 1, д. 6, лл. 30-32.

[75]Там же.

[76]Аникеев В.М. «Вратарница» Смоленская / Культура и письменность славянского мира: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 24 мая 2005 года. Смоленск: СмолГУ, 2006. Т. 6. С. 164-166.

[77]Там же. С. 166.

[78]Трофимовский Н. В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 250-251; Описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в Смоленском Успенском соборе. Смоленск, 1894. С. 18-19.

[79]Аникеев В.М. «Вратарница» Смоленская / Культура и письменность славянского мира: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 24 мая 2005 года. Смоленск: СмолГУ, 2006. Т. 6. С. 166.

[80]Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905. С. 22; Описании Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в надворотной церкви крепостной городской стены. Смоленск, 1890. С. 1-2; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5 / Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912; Описание Смоленской Чудотворной Иконы Божией Матери — Одигитрии, находящейся в Надворотней церкви крепостной городской стены. Смоленск: 6 издание Смоленского Архиерейского Дома, вновь пересмотренное и дополненное, 1912 (переиздание 2004) С. 1.

[81]Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905. С. 22.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

1. ГАСО, ф. 1620, оп. 1, д. 6.

2. ГАСО, ф. 2350, оп. 1, д. 177.

Литература

1. Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006.

2. Аникеев В.М. «Вратарница» Смоленская / Культура и письменность славянского мира: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 24 мая 2005 года. Смоленск: СмолГУ, 2006. Т. 6.

3. Вороновский В.М. Отечественная война 1812 г. в пределах Смоленской губернии. Санкт-Петербург, 1912.

4. Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911 / Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 г. Смоленск, 1912.

5. Иванов М. Страницы истории музейного дела: документы и факты / Край Смоленский, 1994, №№9-10.

6. Иоасаф (Шупинский), иеромонах. Историческое и географическое описание города Смоленска. — Смоленск, 1991. — 31 с.: ил., план города. — (Б-ка жур. «Край Смоленский»).

7. К 300-летию Смоленской иконы Богоматери / Смоленские епархиальные ведомости, №21 от 1-15 ноября 1902, неофициальный отдел.

8. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: к 500-летию уникального памятника русской культуры. Москва: «Искусство», 1990.

9. Левашев П. Н., протоиерей. Краткое сказание о Смоленской иконе Божией Матери — Одигитрии, именуемой Надворотной. Санкт-Петербург, 1912.

10. Мурзакевич Н.А., священник. История города Смоленска. Смоленск, 1903.

11. Никитин П. Записки о Смоленске, составленные П. Никитиным. Москва, 1845.

12. Никитин П. История города Смоленска. Москва, 1848.

13. Новый путь, №63 (185) от 12. 08. 1943.

14. Описании Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в надворотной церкви крепостной городской стены. Смоленск, 1890.

15. Описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в Смоленском Успенском соборе. Смоленск, 1894.

16. Описание Смоленской Чудотворной Иконы Божией Матери — Одигитрии, находящейся в Надворотней церкви крепостной городской стены. Смоленск: 6 издание Смоленского Архиерейского Дома, вновь пересмотренное и дополненное, 1912 (переиздание 2004).

17. Орловский И.И. Смоленск и его стены. Краткая история Смоленска и его крепости. (К 300-летнему юбилею городской стены). Смоленск, 1902.

18. Орловский И. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич (1769-1834 г.) / Мурзакевич Н.А., священник. История города Смоленска. Смоленск, 1903.

19. Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902.

20. Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905.

21. Писарев С.П. Княжеская местность и храм князей в Смоленске. Историко-археологическое исследование в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1894.

22. Писарев С.П. Памятная книга г. Смоленска. Историко-современный очерк, указатель и путеводитель. Смоленск, 1898.

23. Рабочий путь, №199 от 28. 08. 1928.

24. Рабочий путь, №191 от 21. 08. 1929.

25. Рабочий путь, №288 от 14. 12. 1929.

26. Санковский А.В., священник. Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897 / Смоленские епархиальные ведомости, Смоленск, 1897.

27. Санковский А., священник. Краткое сказание о святой чудотворной иконе Божией Матери, Вратарнице Смоленской / Смоленские епархиальные ведомости, №22 от 16-30 ноября 1902, неофициальный отдел.

28. Смоленские епархиальные ведомости, №22 от 16-30 ноября 1902, неофициальный отдел.

29. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7-8/Отв. Ред.: И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. — М.: Мысль, 1989. — 752 с.

30. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.

31. Die Kathedrale von Smolensk. Smolensk, 1943.

 
По теме
10 августа, в день Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», в популярной среди миллионов россиян программе «Доброе утро» был показан сюжет о чудотворном образе Пресвятой Богородицы,
Особенно торжественно проходит Божественная литургия в день чествования главной святыни Смоленской митрополии – иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской – в Свято-Успенском кафедральном соборе.
В день празднования Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в серии духовно-просветительских программ Белтелерадиокомпании Беларуси вышла передача о Смоленске и чудотворном образе Одигитрии Смоленской.
Глава Велижского района Виктор Самулеев и Председатель Велижского районного совета Галина Валикова поздравили митрополита Исидора с днем празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии».
Проект Смоленской епархии “Радость наша – вместе созидаем счастливые семьи” направлен на развитие дошкольной и школьной подготовки детей и их родителей.
К 710-летию со времени рождения Сергия Радонежского 23 марта в Михейковской сельской библиотеке-филиале № 3 состоялась духовно-нравственная встреча «Преподобный Сергий Радонежский – великий подвижник земли Русской» для у
15 марта 2024 года в Санкт-Петербургской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялся круглый стол «Канонические ответы митрополита Иоанна II (†1089) в правовой культуре Древней Руси».
24 марта 2024 года в храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Починок были привезены останки воина Ордова Михаила Ивановича, жителя Починковского района, погибшего в годы ВОВ под Керчью, найденные поисковым отрядом.
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 24 марта 2024 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, великомученика Феодора Тирона Храм Воскресения Христова Словущего, г. Смоленск,
Доклад Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского «Духовные основы сохранения памяти о защитниках Отечества» Межрегиональная конференция «Взаимодействие с общественными и патрио
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в четверг 1-й седмицы Великого поста после чтения Великого покаянного канона Свято-Успенский кафедральный собор, 21 марта 2024 года,
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в четверг первой седмицы Великого поста Свято-Успенский кафедральный собор, 21 марта 2024 года, г.Смоленск   Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
  В рамках ежегодной акции смоляне жертвуют средства или небольшие подарки для подопечных службы “СмолМилосердие”, среди которых одинокие пожилые люди, инвалиды, бездомные, пациенты больниц, дети,
20 марта 2024 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы г. Починок было совершено отпевание раба Божьего воина Александра.
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на первой Литургии Преждеосвященных Даров, Свято-Успенский кафедральный собор, город Смоленск, 20 марта 2024 года   Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
КК Слова и смыслы (Гагарин – общественная деятельность) Проект “Культурный Код 102.7 Fm” продолжается, и в марте в рамках этой программы рассказываем о том, «каким он парнем был».
  В ночь с 22 на 23 марта 2024 года, в праздник 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, состоится ночная Божественная литургия архиерейским чином в храме в честь Воскресения Христова (Словущего) города Смоленска.
Концерт для воскресной школы семейного типа для людей с инвалидностью в честь преподобномученицы Великой княгини Елизаветы при храме Святых Новомучеников - Смоленская епархия По благословению настоятеля прихода храма Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерея Валерия Рябоконь в конференц-зале духовно-просветительского центра при храме состоялось мероприятие «Весеннее настроение».
Смоленская епархия
Смоленские медики выедут в сельскую местность в рамках проекта «Добро в село» - Смоленская газета Цель проекта – повышение доступности медицинской помощи и медицинской грамотности населения отдаленных муниципальных образований в вопросах сохранения собственного здоровья.
Смоленская газета
Василий Анохин: В Смоленской области появится  образовательный кластер в сфере медицины - О чём Говорит Смоленск Губернатор: «Планируем создавать аналогичные центры и для других отраслей экономики Смоленской области» фото: пресс-служба правительства Смоленской области Смоленск, 26 марта .
О чём Говорит Смоленск
фестиваль-конкурс юных исполнителей эстрадной песни «РОЗА ВЕТРОВ» - фото - 4 - Новодугинский район 22 марта 2024 года в МКУ ДО «Новодугинская ДШИ» состоялся Фестиваль-конкурс юных исполнителей эстрадной песни «РОЗА ВЕТРОВ», который проводится в целях поддержки талантливых детей, пропаганды вокального исполнительского мастерства.
Новодугинский район