Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю Крестопоклонную

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю Крестопоклонную Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 11 марта 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры! Святая Церковь так воспевает Честной и Животворящий Крест Господень: «Крест – хранитель всея вселенные, Крест — красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – демонов язва, Крест — верных утверждение, Крест – Ангелов слава». Такое восхваление Честного и Животворящего Креста связано с тем, как все мы хорошо знаем, что именно на нем был распят, пострадал и умер за нас добровольно Господь наш Иисус Христос, совершив на честном Кресте спасение рода человеческого.

По слову преподобного Иоанна Дамаскина, автора «Точного изложения православной веры», пусть никто не соблазняется тем, что христиане поклоняются честному Кресту Господню, поскольку наше поклонение связано не с почитанием древесного естества, а с благоговейным отношением к Тому, Кто пострадал на этом Древе. Поэтому, как замечает преподобный Иоанн Дамаскин, наше отношение ко Кресту имеет символический характер, хотя и выражается искренними сердечными чувствами и нашим преклонением сердца и колен. Но мы ясно осознаем, что поклонение Кресту мы возводим именно к Тому, Кто был на нем распят, поэтому и обращаясь ко Кресту, мы на самом деле обращаемся к Богу, Который на нем висел и Который навсегда сопряг с Собою Креста Свой. Поэтому в середине поста, в третье воскресение, выносится Животворящий Крест Господень, как говорят об этом святые отцы, для того, чтобы укрепить нас на середине этого многосложного испытания, коим для нас является Святая Четыредесятница. Для того, чтобы укрепить нас духовно, чтобы напомнить нам смысл того, почему мы постимся, выносится Крест Господень.

Что же такое для нас с вами крестношение? Это никоим образом не то, что мы называем жизненными трудностями, причиной возникновения которых, как правило, являемся мы сами и наша греховная жизнь. Крестношение означает добровольное сораспятие себя Христу, то есть осознанное добровольное исполнение заповедей Божиих. А заповеди Божии – это любовь к Богу и любовь к ближнему. И это, безусловно, сопряжено со страданием человека, сопряжено с теми искушениями, и внутренними, и внешними, которые человек переживает и испытывает, исполняя заповеди Божии. Христианство – это трудный подвиг, и он был бы невозможен без помощи Божией. И мы читаем в Евангелии от Матфея слова Христа, обращенные к нам: «…иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф., 11: 30). Это относится к крестоношению. Поэтому Господь тем из нас, кто исполняет заповеди Божии, духовно помогает, дает те необходимые силы, которые нас воздвигают к крестношению.

По слову одного современного греческого проповедника, мы замечаем следующее: вместо крестоношения у большинства из нас бывает иное отношение ко кресту. Мы его не несем, а тащим за собой. О чем говорит этот образ? Речь идет о том, что мы постоянно сходим со креста, идем по дороге нашей жизни, не неся крест высоко на себе, а волоча его за собой, тем самым недобросовестно исполняя свои христианские обязанности. Крестношение кажется труднее из-за того, что нам приходится тянуть за собой наш христианский крест. А если бы мы его воздвигли высоко, то увидели бы, как Сам Господь и святые ангелы, по молитвам угодников Божиих, помогают нам возносить этот крест высоко в нашей жизни. Но мы волочим его за собой, постоянно совершая ошибки и пытаясь опять взойти на крест, но грехи наши и немощи человеческие нас низводят с креста Христова.

Услышим этот призыв, в середине Великого поста обращенный к каждому из нас, слова Господа, обращенные к ученикам и к каждому из нас: «…аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф., 16: 24). Этот призыв к нам означает, что без крестоношения невозможно наше с вами спасение. Без крестоношения бессмысленны наши иные усилия, бессмысленны наши разговоры о Боге, бессмысленны наши знания о Нем. Только если наша жизнь сопряжена с исполнением Божиих заповедей, имеет смысл наше присутствия в храме, имеет смысл наше участии в Таинствах, имеют смысл наши размышления о том, что мы с Богом, что мы христиане.

Как об этом говорит митрополит Антоний Сурожский, если мы не несем креста Господня, значит, нас трудно назвать христианами. Поэтому, дорогие мои, будем стараться нести крест Христов, поскольку мы называемся христианами, поскольку и окружающим мы напоминаем о том, что мы люди церковные, верующие. Без крестоношения мы не можем называть себя таковыми. И пусть эти слова Христовы, обращенные к каждому из нас, будут не приговором, а призывом к тому, чтобы мы с помощью Божией получили ключ, который открывает нам двери в Царствие Божие. Этим ключом является крест Христов, неся который, пусть с трудом и не без ошибок, пусть падениями нашими, но и с восстанием, и сопряжением себя со Христом, все это в совокупности с милостью Божией, Его помощью нам, грешным и слабым, возведет нас на единственный путь нашего спасения, который связан только со Христом и не может быть без креста Господня.

Пусть и крестным знамением, которое мы часто накладываем на себя, и исполнением, прежде всего, заповедей Божиих, к которому нас призывает Христос, мы улучим Царствие Божие и сподобимся Пасхи Христовой не только здесь, на земле, но и вечного Царствия Божия. Этого неоскудевающего пасхального ликования, торжества, к которому все мы призваны и которое каждый из нас должен наследовать, потому что так Господь захотел, так Он соблаговолил, добровольно взойдя на Крест и даровав нам спасение. Аминь.

 
По теме
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 4 марта 2018 г. Во имя Отца,
28 марта 2024 года в МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленска состоялось подписание плана сотрудничества между МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленска и приходом храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Районный конкурс “Воспитатель года” в г.Ярцево - Ярцевский благочиннический округ 28 марта 2024 года в зале заседаний Администрации Муниципального Образования Ярцевский район Смоленской области состоялась церемония награждения победителей Районного конкурса “Воспитатель года”,
Ярцевский благочиннический округ
Наместник Свято-Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра принял участие в семинаре по организации сельскохозяйственной деятельности монастырей - Вяземская епархия В рамках сотрудничества Межведомственной комисии по вопросам образования монашествуюших Русский Православной Церкви и Московской сельскохозяйственной академии имени К. А.
Вяземская епархия
Лишился рабочей «лошадки» - МЧС Вчера около восьми вечера на пульт связи пожарно-спасательной части города Вязьма Смоленской области поступило несколько звонков от очевидцев.
МЧС
В Вяземском районе сразу два Дома культуры обретут вторую жизнь - Единая Россия Всего в 2024 году в регионе благодаря проекту «Единой России» «Культура малой Родины» отремонтируют более 20 досуговых учреждений Совсем недавно завершился конкурс «Единой России» «Знаете, каким он парнем был!».
Единая Россия
Музейный урок "Традиции и обычаи русской семьи" - Историко-краеведческий музей В ходе проведения музейого урока участники подробно познакомились с русскими семейными традициями, с ролями членов чемьи, а также с бытом наших далеких предков.
Историко-краеведческий музей
В Смоленской области прошла акция «Дни Росгвардии» - Смоленская газета Сотрудники и военнослужащие Управления Росгвардии по Смоленской области и отдельного отряда специального назначения «Меркурий» провели порядка 15 военно-патриотических мероприятий, приуроченных ко Дню войск национальной гвардии.
Смоленская газета