Самыми значимыми событиями 2016 года, конечно, являются вступившие в силу в начале января 2016 года изменения в закон «О защите конкуренции», больше известные как «четвёртый антимонопольный пакет», а также принятие ряда федеральных законов, которые получили своё название, как «антикризисный пакет», вступившие в силу с 1 июля 2016 года.
Все поправки ориентированы на бизнес. Они призваны сделать экономику более свободной в тех сферах, где существует конкуренция.
Руководитель Управления федеральной антимонопольной службы Нина Акжитова выступила с информацией об итогах деятельности смоленского управления антимонопольной службы в первом полугодии 2016 года. Приводим некоторые данные из предложенной информации.
В 1-ом полугодии 2016 года в Управление поступило 151 жалоба, 30 жалоб, или 20,0% жалоб от рассмотренных признаны обоснованными.
На федеральных заказчиков поступило 29 жалобы – 24,0% жалоб, от рассмотренных признаны обоснованными.
На муниципальных заказчиков поступило 49 жалоб, обоснованными признаны – 32,7% жалоб.
По закону «О защите конкуренции» рассмотрено 56 обращений, из них 30 обращений относительно запрета на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением (ст.10);
По закону «О рекламе» рассмотрено 21 обращение.
В 1-ом полугодии 2016 года в Управление поступило 7 заявлений на антиконкурентные действия органов власти (в 1-ом полугодии 2015 года было такое же количество обращений).
В отношении органов власти в первом полугодии 2016 года дела по фактам нарушения антимонопольного законодательства не возбуждались.
В отношении органов власти в первом полугодии 2016 года было проведено 8 проверок, а в отношении предпринимателей на 2016 год не запланировано ни одной проверки.
«Из карающего органа власти ФАС становится органом предупредительны м».
Ниже приводим примеры рассмотренных обращений:
*Смоленским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЭКО-ТРАНС».
Действия ООО «ЭКО-ТРАНС» по применению в расчётах с ООО «Благоустройство » тарифов за услуги по размещению твёрдых бытовых отходов на полигоне, а также по уклонению от заключения с ООО «Благоустройство » договора на размещение твёрдых бытовых отходов на 2016 год были признаны нарушившими антимонопольное законодательство , выразившееся в злоупотреблении обществом доминирующим положением на рынке услуг по захоронению отходов производства и потребления. отходов производства.
По результатам рассмотрения дела Смоленским УФАС России ООО «ЭКО-ТРАНС» было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путём направления в адрес ООО «Благоустройство » подписанного со своей стороны проекта договора на услуги по захоронению (утилизации) бытовых отходов.
ООО «ЭКО-ТРАНС» выданное предписание исполнило.
*Смоленским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении индивидуального
предпринимателя.
Решением Комиссии Смоленского УФАС России реклама ООО «Гарант-жильё», которая распространялась на радиостанции «Радио DFM Смоленск» в марте-апреле 2016 года была признана ненадлежащей.
Данная реклама была связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства указанного в рекламе строительного объекта кирпичного дома «на Гагарина». В указанной рекламе содержались не соответствующие действительности сведения о месте опубликования проектной документации нового кирпичного дома «на Гагарина» и до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство указанного многоквартирного жилого дома и до опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-те лекоммуникационн ых сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) проектных документаций.
Ненадлежащая реклама ООО «Гарант-Жильё» нарушает требования пункта 18 части 3 статьи 5 и части 8 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не было выдано в связи с добровольным устранением нарушений до рассмотрения дела, по существу.
Вместе с тем, жалобы, рассмотренные Смоленским УФАС России, обращают на себя внимание ещё и тем, что заказчиками используются всё более «изощрённые» приёмы, при разработке документации о закупках. Например, чтобы «протащить» определённого подрядчика, организаторы торгов устанавливают в документации такие требования к товару, или параметры показателей товара, так называемые «скрытые ловушки», которые может правильно указать в заявке только по подсказке определённая компания.
Заказчики зачастую по документации требуют от участников в заявках заполнять большое количество показателей, которые и сами как правило не контролируют.
Увеличилось коли чество поступающих жалоб от организаций, так называемых «профессиональны х жалобщиков», непосредственно не участвующих в торгах (закупках). Среди таких постоянных заявителей особенно выделяются московские компании ООО «Стройиндустрия» , ООО «Голос», ООО «Стройинвест» (г.Уфа), которые обжалуют документацию почти всех аукционов, проводимых не только в нашей области, но и в других регионах России. Однако надо признать, что их жалобы зачастую являются обоснованными.
Смоленское УФАС России по-прежнему осуществляет контроль за соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который вступил в силу с 01.01.12г.
Цель его принятия – упорядочение и регламентация закупок лицами, на которые не распространяются требования, предусмотренные законом № 44-ФЗ, регулирующим закупки за счёт средств федерального, регионального бюджетов и бюджетов местного самоуправления.
Наведение порядка в сфере осуществления закупок юридическими лицами, в чьих организациях присутствует государственное и муниципальное участие, которые осуществляют регулируемые виды деятельности и составляют мощнейший пласт экономики страны, до сегодняшнего времени остаётся только надеждой.
Складывающаяся правоприменитель ная практика показывает, что данный закон создаёт лишь иллюзию какого-то упорядочения и регламентации закупок.
Кратко суть закона можно охарактеризовать одной фразой «грамотно разработай положение о закупках, пропиши в нём что угодно, размести это положение в Единой информационной системе и делай что хочешь».
Оператор по Закону № 223-ФЗ не является субъектом контроля, предписание ему нельзя выдать, что позволяет ему диктовать любые правила.
С момента принятия данного закона и до настоящего времени отсутствует сколько-нибудь законодательно определённый порядок осуществления контроля за соблюдением данного закона.
В условиях экономического кризиса государство старается расширить возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательс тва к закупкам осуществляемым в соответствии с федеральным законом № 223ФЗ.