Экипаж, вернувшийся из небытия. Глинковский поисковый отряд «Гвардия» увековечил имена лётной команды бомбардировщика сбитого во время Великой Отечественной войны. Отмечу, что первая деталь самолёта была найдена ещё в 2013, но только сейчас удалось установить, кто же был за штурвалом.
Был в общем бой. Наш самолёт. А тут истребители на него налетели... »
Один из самых старых жителей деревни Ивоново описывает воздушный бой, который он, ещё будучи подростком, видел в августе 43-го. Русский бомбардировщик пытался отбиться от нескольких немецких истребителей, но безуспешно.
Валентин Ковалёв, житель деревни Ивоново:
«В штопор пошёл, в землю, там болотина и.... взрыв… Ни парашютов, ничего не видать было».
Именно эти воспоминания и стали единственным ориентиром для местного поискового отряда «Гвардия». В 2013-м его бойцы начали обследовать место предполагаемого падения советского бомбардировщика.
Владимир Базанов, боец поискового отряда «Гвардия» (с. Глинка):
«Был найден кусок обшивки небольшой. При ударе о землю самолет разлетелся на кусочки. По этим частям в районе 500 метров можно найти самолёт».
Найденные детали помогли восстановить картину крушения. При ударе о землю боезапас детонировал, разорвав самолёт вместе с экипажем на мелкие части. Самая большая из найденных косточек оказалась длинной меньше 5 см.
Постепенно изыскания поисковиков привели их к этому месту у поймы реки Устром в районе деревни Старобрыкино. Именно здесь было найдено большинство деталей разбившегося бомбардировщика.
Раскопки на месте падения шли в течение 2 лет. За это время вручную выкопан котлован глубиной 4 метра. Поднимались десятки деталей, но ни одна не позволяла установить личности пилотов. Чтобы понять, кто же был за штурвалом, поисковики использовали любую зацепку.
Михаил Леонов, командир поискового отряда «Гвардия» (с. Глинка):
«Была найдена одна стелька от сапога небольшого размера 38-39. В конце вытянули 2 клока волос. Сразу подумали, что это был женский экипаж».
Впоследствии версия с редким для войны женским экипажем оказалась ошибочной. Продолжая изучать деталь за деталью, на одном из обломком двигателя удалось обнаружить номер мотора. Эти чудом сохранившееся 5 цифр спустя месяцы архивной работы позволили вырвать из небытия имена лётчиков.
Евгений Кожухов, краевед:
«Имея такие звания - звания подполковника, звание майора - на боевые задания практически не вылетали».
Зиму гвардейцы собираются потратить на архивную работу и поиск родственников погибшего экипажа. Весной - снова на раскопки. Уже известны места предполагаемых крушений ещё 3 самолётов.
Источник: ГТРК Смоленск
02.12.2014 22:05