Смоленские поисковики устанавливают имена экипажа поднятого ими из болота бомбардировщика


Экипаж, вернувшийся из небытия. Глинковский поисковый отряд «Гвардия» увековечил имена лётной команды бомбардировщика сбитого во время Великой Отечественной войны. Отмечу, что первая деталь самолёта была найдена ещё в 2013, но только сейчас удалось установить, кто же был за штурвалом.

Был в общем бой. Наш самолёт. А тут истребители на него налетели... »

Один из самых старых жителей деревни Ивоново описывает воздушный бой, который он, ещё будучи подростком, видел в августе 43-го. Русский бомбардировщик пытался отбиться от нескольких немецких истребителей, но безуспешно.

Валентин Ковалёв, житель деревни Ивоново:
«В штопор пошёл, в землю, там болотина и.... взрыв… Ни парашютов, ничего не видать было».

Именно эти воспоминания и стали единственным ориентиром для местного поискового отряда «Гвардия». В 2013-м его бойцы начали обследовать место предполагаемого падения советского бомбардировщика.

Владимир Базанов, боец поискового отряда «Гвардия» (с. Глинка):
«Был найден кусок обшивки небольшой. При ударе о землю самолет разлетелся на кусочки. По этим частям в районе 500 метров можно найти самолёт».

Найденные детали помогли восстановить картину крушения. При ударе о землю боезапас детонировал, разорвав самолёт вместе с экипажем на мелкие части. Самая большая из найденных косточек оказалась длинной меньше 5 см.

Постепенно изыскания поисковиков привели их к этому месту у поймы реки Устром в районе деревни Старобрыкино. Именно здесь было найдено большинство деталей разбившегося бомбардировщика.

Раскопки на месте падения шли в течение 2 лет. За это время вручную выкопан котлован глубиной 4 метра. Поднимались десятки деталей, но ни одна не позволяла установить личности пилотов. Чтобы понять, кто же был за штурвалом, поисковики использовали любую зацепку.

Михаил Леонов, командир поискового отряда «Гвардия» (с. Глинка):
«Была найдена одна стелька от сапога небольшого размера 38-39. В конце вытянули 2 клока волос. Сразу подумали, что это был женский экипаж».

Впоследствии версия с редким для войны женским экипажем оказалась ошибочной. Продолжая изучать деталь за деталью, на одном из обломком двигателя удалось обнаружить номер мотора. Эти чудом сохранившееся 5 цифр спустя месяцы архивной работы позволили вырвать из небытия имена лётчиков.

Евгений Кожухов, краевед:
«Имея такие звания - звания подполковника, звание майора - на боевые задания практически не вылетали».

Зиму гвардейцы собираются потратить на архивную работу и поиск родственников погибшего экипажа. Весной - снова на раскопки. Уже известны места предполагаемых крушений ещё 3 самолётов.