Кластерный подход к смоленскому образованию

Кластерный подход к смоленскому образованию
Фото: www.rabochy-put.ru

На прошлой неделе участником пресс-клуба «РП» был исполняющий обязанности начальника департамента Смоленской области по образованию и науке Николай Колпачков. В беседе с журналистами он рассказал об итогах сдачи досрочной волны ЕГЭ, ликвидации очереди в детские сады областного центра для ребят от трех до семи лет и прорыве в обеспечении жильем детей-сирот.

Как сдают ЕГЭ на «зоне»

- Николай, Николаевич, каковы результаты досрочного этапа ЕГЭ?

- В нашем регионе он проходил с 23 марта по 14 апреля. Было заявлено 348 детей, но на экзамен пришло 270. Напомню, досрочно сдавать экзамены имеют право выпускники прошлых лет, которые решили поступать в вузы, а также те, кто не получил в прошлом или позапрошлом году аттестаты о среднем образовании. Также в досрочном этапе ЕГЭ могут участвовать и граждане иностранных государств, в частности, Белоруссии. Так, глубину своих знаний в Смоленске проверяли 115 жителей соседней республики. Если же суммарно посчитать всех заявившихся на два этапа ЕГЭ, то в этом году сдавать экзамены у нас намерены 600 выпускников белорусских школ – из Гродно, Бреста, Минска, Витебска и Могилева. Не факт, что они будут поступать в наши вузы, но сдавать экзамены в Смоленске имеют полное право.

Площадками для проведения досрочного экзамена стали школы областного центра - № 12, 14, 25 и 26, а также образовательное учреждение при УФСИН в Рославле. Все пункты, как и положено в подобных случаях, были оснащены необходимым техническим оборудованием и системами онлайн-видеонаблюдения.

- В колонии строгого режима трансляция тоже велась в прямом эфире?

- Нет, там нельзя устанавливать камеры, работающие в режиме онлайн, но трансляция офлайн (для внутреннего пользования) там ведется постоянно. Не думайте, что этим «выпускникам» кто-то помогал. Просто в колонии строгого режима, особенно когда у тебя довольно большой срок заключения, появляется много свободного времени для подготовки к любым экзаменам. И поэтому неудивительно, что результаты выпускников этого года очень высоки - они набрали 88, 90, 92 баллов. Не исключено, что некоторые из них, пока будут отбывать наказание, успеют получить и высшее образование - дистанционно, в Современной гуманитарной академии. Как правило, речь идет о дипломе юриста или экономиста.

- А удаления во время досрочных экзаменов были?

- К сожалению, да. Два раза – за пользование сотовым телефоном, и однажды – за шпаргалки.

- А недовольные выпускники апелляции подавали?

- Да, но все они остались без удовлетворения.

- Николай Николаевич, в этом году будет проведено три этапа сдачи ЕГЭ - досрочный, о котором вы уже рассказали, основной и сентябрьский. Сколько смоленских выпускников всего будут держать ЕГЭ-«удар»?

- К сдаче единого госэкзамена в основной период допущены 4214 человек, из которых 3617 - выпускники школ этого года. 7717 девятиклассников будут проходить государственную итоговую аттестацию. Что касается сентябрьского этапа ЕГЭ, то он для тех, кто не получил аттестат.

- Второй год подряд для допуска к ЕГЭ смоленские школьники пишут итоговое сочинение, которое оценивается по системе «зачет-незачет». Сколько человек так и не смогли получить свой первый «плюсик»?

- В первой волне с этой работой успешно справились 3537 смоленских 11-классников, во второй - 77. В итоге к ЕГЭ оказались не допущены всего 14 человек. Это очень неплохой результат. И я склоняюсь к мнению, что когда федерация «подрезала» количество часов по русскому языку в старших классах, мы не зря в качестве регионального компонента в 10 и 11 классах все-таки добавили по часу в неделю. К тому же у нас достаточно сильные учителя-«предметники».

- Все ли пункты, где будет проводиться основной этап ЕГЭ, удалось оснастить системой видеонаблюдения?

- Если в позапрошлом году у нас было соотношение 50 на 50, то в 2016-м – уже 100 процентов. То есть, нам удалось обеспечить видеонаблюдением в режиме онлайн более 300 аудиторий. В проведенном в 2017 году аукционе снова победило ПАО «Ростелеком» - мощнейшая телекоммуникационная компания, которая может обеспечить такую сеть, а еще - общение с федеральными структурами.

Причем в этом году процентов тридцать видеокамер у нас уже заменили. Это делает не департамент, а ПАО «Ростелеком» в рамках контракта. Мы получаем широкополосное изображение, которое позволяет нам в режиме онлайн достаточно хорошо видеть, что происходит в каждой аудитории. В этом году мы также усилили ситуационно-информационный центр по вопросам проведения единого госэкзамена. В прошлом году в нем работало 20 человек, в этом году - в три раза больше. Плюс присутствуют федеральные общественные наблюдатели ЕГЭ.

- Одним словом, списать уж точно не удастся?

- Сделать это в аудитории, где сдается экзамен, действительно, практически невозможно. Кроме того, в этом году во время досрочного этапа сдачи ЕГЭ все контрольно-измерительные материалы (КИМы) распечатывались прямо в аудитории, в которой уже сидели сдающие экзамен. Это делается, прежде всего, для того, чтобы избежать хотя бы малейшей утечки информации.

Кстати, наш регион в этом году получил федеральный грант - более 5 млн. рублей – на оснащение школ сканерами и принтерами для печати бланков ЕГЭ. Установить их планируется в экзаменационных аудиториях. Надеюсь, что к 2018-му году они появятся во всех пунктах сдачи ЕГЭ.

Детсад в 12 километрах от дома

- Теперь предлагаем поговорить о маленьких смолянах. Как решается проблема с местами в детских дошкольных учреждениях?

- Она актуальна исключительно для детей г. Смоленска, в возрасте от полутора до трех лет. Но число малышей и в ней постепенно сокращается. В прошлом году было около 2000 юных очередников, теперь - порядка 1700. К тому же скоро будет введено в строй детское дошкольное учреждение на ул. Островского и прогимназия на ул. Свердлова. Благодаря этому, а еще созданию дополнительных групп путем оптимизации площадей в детских садах, думаю, что к концу года мы сократим эту очередь до 1200 человек. Что касается детей от трех лет и старше, то мы ликвидировали эту очередь - выполнили указ Президента РФ № 599, в котором говорилось: к 2016 году необходимо обеспечить 100 процентов детей от трех до семи лет местами в детских садах.

- Одна наша читательница рассказала, что год назад, когда ее ребенку исполнилось три года – ему дали место в детском саду, но в другом районе города, куда нужно было ехать час на маршрутке. И только через полгода ей удалось перевести сына в учреждение поближе к дому. И только тогда она смогла выйти на работу.

- К сожалению, это издержки федеральной системы электронной очереди в ДОУ. И мы прекрасно знаем об этой проблеме и информируем о ней федеральный центр. Увы, пока процедура перевода ребенка из одного дошкольного учреждения в другое работает только в ручном режиме. В прошлом году в теленовостях рассказывали об аналогичном случае, но не в нашем регионе. Там ребенку предоставили место в детском саду другого города, если не ошибаюсь, в 12 километрах от дома. Хотя и смоленские родители иногда жалуются - мол, мой ребенок был в очереди, к примеру, 1520-м, но прошло три месяца, и он почему-то стал, допустим, 1610-м. Кто перед нами влез без очереди?! А все дело в том, что любой родитель, меняя место жительства, приезжая, предположим, из Починка в Смоленск, сохраняет дату постановки на очередь в детский сад. Поэтому место в смоленской очереди он занимает по дате постановки в починковскую.

Мы таким же коренным образом «ломаем» сюжет со школами. Есть очень красивый федеральный проект. Я привел ребенка в первый класс, где его тут же вписали в электронный «контингент». Там формируется портфолио учащегося – электронный журнал, дневник, учебные или спортивные достижения, участие в волонтерских программках и т.д. К концу обучения на каждого выпускника накапливается информация, с которой можно идти в вуз. Но, увы, пока мы сталкиваемся с проблемами, как, например, с электронными дневниками. Нам говорят, что технической возможности их вести нет, хотя в любой школе региона это можно делать.

- А в скольких школах Смоленской области такие электронные дневники ведутся?

- Примерно в 30 процентах (90-95 школ). А всего в регионе у нас 383 средних образовательных учреждений. Иногда даже родители жалуются: мы хотим следить за успехами своего ребенка по электронному дневнику, а нам такую возможность не предоставляют. Впрочем, сейчас Рособрнадзор работает над изменением порядка аттестации и учителей. Сейчас они приносят портфолио (громоздкий перечень бумаг и документов) - чемодан достижений. Потом работа преподавателей просматривается, оценивается и им присваивается категория. В будущем планируется иначе: портфолио нет, зато нужно сдавать тест на знание своего предмета, демонстрировать методики преподавания, чтобы тебя посмотрели два-три часа во время уроков. Уже только после этого комиссия принимает решение, какой категории вы достойны.

- А как часто такой экзамен сдают учителя?

- Раз в пять лет. Новый проект собираются апробировать в пяти пилотных регионах. Смоленской области там нет. Новый порядок аттестации отработают к осени 2017-го. В пилотном режиме модель отработают в пилотных регионах в течение нескольких лет.

Миллионы - на жилье детям-сиротам

- Насколько успешно администрация региона и ваш департамент решает проблему обеспечением жильем детей-сирот?

- При нехватке денег эта динамика весьма позитивная. Так, за период с 2012 по 2016 год включительно при поддержке губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского мы обеспечили жильем 1137 человек.

- А сколько не обеспечили?

- Совокупная очередь - около 800 детей-сирот. 280 из них стоят в ней с решениями судов.

- Сколько в среднем сироте приходиться ждать жилплощать?

- По закону, когда ребенку исполняется 15 лет либо за два года до окончания профессионального образовательного учреждения, его вносят в муниципальный реестр. Из таких подростков формируют единый региональный список. При этом из госказны выделяют 50 млн. рублей, а регион по инициативе Алексея Владимировича в порядке софинансирования добавляет 250 млн. рублей. Этой суммы хватает примерно на приобретение 270 квартир в год.

Нужно отметить, что длительное время федерация не помогала регионам в этом вопросе. Ранее мы покупали в среднем 40-60 квартир в год, но с 2012-го ситуация улучшилась значительно. Сейчас мы работаем практически только с судебными решениями.

В августе 2016-го нас проверяла Федеральная счетная палата, и она выявила одну большую проблему - у нас на муниципальном уровне не разработаны соответствующие нормативные акты и порядки, которые регламентирует передачу полномочий муниципалитетам. То есть, когда квартиры покупали поселения, очень много конкурсов не состоялось. А с 1 января 2016 года, когда изменилось жилищное законодательство, мы передали полномочия на уровень муниципального района. Было запланировано купить 270 квартир, получилось - 269. Только в одном районе аукцион не состоялся. Считаю, что здесь у нас произошел очень качественный прорыв.

Когда оптимизация впрок

- В каких вопросах вашему департаменту еще удалось добиться качественного преображения?

- Ликвидации очереди в детские сады. Во многом это произошло благодаря сдаче в эксплуатацию 13 объектов, что эквивалентно созданию трех тысяч новых мест.

На глазах меняется ситуацию и в сфере профессионального образования, где мы провели успешную оптимизацию. Позиция Федерации такова: колледж или техникум может работать нормально, только если в нем учится более 500 детей. Раньше у нас было 10 учреждений, в каждом из которых, например, готовили бухгалтеров. Учреждения при этом пытались «урвать» себе ту или иную профессию и соответствующий контингент обучающихся.

Сегодня же мы применяем стратегический кластерный подход. Если речь о строителях, то в центре кластера базируется строительный колледж. Если нужно готовить энергетиков, то в центре внимания оказывается Десногорский энергетический колледж. Специалистов легкой промышленности или машиностроения готовит Смоленская академия профессионального образования (СмолАПО).

Учреждения после объединения стали достаточно крупными, за счет чего мы получили более 50 млн. рублей субсидий из федерального бюджета. При этом заведения не закрылись, просто объединились с сохранением групп специальностей.

Кластер подразумевает, что там работает не только образовательная организация, но и работодатели, которые определяют, сколько выпускников им понадобится. Теоретически мы можем готовить, что называется, «в никуда» - сколько угодно кадров. Теперь же увеличился процент трудоустройства ребят по специальности в первый год после выпуска.

По статистике, 61 процент выпускников вузов находят работу в регионе по профессии, а по учреждениям СПО - более 80 процентов. Мы всегда в регионе готовили швей, сейчас в этом секторе «кадровый голод». Ранее у нас во всей области выпускалось 45 человек.

Сейчас же начали приходить инвесторы, это дало толчок увеличить набор будущих швей до 185. На новых мощностях кластера мы можем реализовать специальности, которые попали в топ-50. Это перечень наиболее востребованных высококвалифицированных специалистов, установленный на федеральном уровне. Например, стать профи в области композитных материалов «на коленке» нельзя, это достаточно дорогостоящее обучение.

Еще один плюс кластера – подготовка рабочих по мировым стандартам. Два года мы работаем в режиме соревнований «WorldSkills Russia молодые профессионалы». В первый же год мы в различных номинациях получили 11 медалей разного достоинства. Также начали реализацию проекта для детей с ограниченными возможностями через систему «Абилимпикс», где у нас два третьих места в 2016 году.

Кроме того, проводим JuniorSkills, где ученики 8-9 классов демонстрируют владение будущими профессиями.

Третье направление СПО – развитие частно-государственного партнерства, которое выливается в более активное привлечение работодателей. Все контрольные цифры приема согласуются с Научно-промышленным союзом, Союзами по специальностям. Это позволяет нашей системе СПО быть конкурентно способной на территории России.

- Какие у нас есть образцово-показательные колледжи, где эти прорывы уже совершены?

- СмолАПО - крупнейшее учреждение, которое объединило многие техникумы. Хотя зачастую оно подвергается критике, на мой взгляд, не совсем справедливой. Например, объединение авиационного техникума, строительного колледжа и техникума отраслевых технологий усилило техническое направление. Начинается развиваться Авиационный завод, для которого открылись лаборатория и кафедра Ульяновского института самолетостроения.

Для меня на сегодняшний день три достаточно крупных техникумов, которые в своей отрасли играют существенную роль - Катынь, Каспля, Демидов. Это все одно учреждение с разными направлениями, связанные с автомобилестроением, ремонтом, подготовкой водителей.

- Расскажите, а кого готовят в Каспле?

- Этот специализированный филиал, он не дает профессии СПО, он позволяет получить рабочую профессию выпускникам коррекционных учреждений - детям с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут получить полноценное среднее образование в школе. Это может быть обувщик, швея и другая профессия, которая требует «ручные» навыки.

- По каким профессиям в конкурсах «WorldSkills Russia» мы занимали какие-то места?

- На мой взгляд, самая значимая из 11 медалей - по направлению «начальная школа». Подтверждается наша уверенность, что наш смоленский педагогический колледж по уровню подготовки - один из сильнейших в России. Это первое заведение, которое начало активно готовить детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего во всех техникумах региона у нас учится 91 «особый» ребенок, подавляющее большинство – в педколледже. «Подключается» СмолАПО, где начали учиться глухие дети, которых сопровождает сурдопереводчик.

Кроме того, в конце декабря 2016-го Алексей Владимирович Островский подписал распоряжение, по которому в регионе создается инновационная площадка по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья: от детского сада через школу и учреждение СПО - до вуза. В этом же проекте - реабилитация и освоение профессии россиянам, которые получили инвалидность, находясь в горячих точках. Пока мы опробуем эту программу в Смоленской области, а затем рассмотрим выход на соседние регионы.

- А кто за все это заплатит?

- Регион. Несмотря на дефицит средств, наш бюджет имеет социально-ориентированную направленность. Мы знаем, что детей-инвалидов в школах учится около 600, а реально получат профессию - лишь около 150. Это неправильно! Все началось в 2009 году, когда на федеральном уровне начала создаваться сеть дистанционного обучения детей-инвалидов. И у нас такой центр был создан. Тогда 220 детей-инвалидов, которые по медицинским показаниям обучались на дому, стали учиться дистанционно. Сейчас, кстати, эта цифра примерно такая же.

Мы выбрали самую удачную модель: при нововведении мы сохранили для ребят учителей-предметников на дому. Это помогает нам лучше понимать процедуру обучения, в том числе и детей с расстройством аутического спектра.

Обучение на дому - насколько реально?

- А вообще много в Смоленской области здоровых детей, которые обучаются дистанционно?

- Эти случаи редки. Обучение может быть очным, заочным; очно-заочным с прохождением только промежуточных аттестаций; дистанционным, когда ребенок заболел, живет очень далеко от школы или имеет медицинские показания и не может ходить в школу.

- А родитель может обучать ребенка дома?

- Да, раньше это называлось «семейное образование», теперь – просто «самообразование». Для того, чтобы обучаться дома, родителю нужно отнести заявление в школу.

- Наверное, процентов 90 детей говорят, что не хотят идти в школу. Мол, там запредельные нагрузки.

- Проводился эксперимент, что начальную школу нужно продлевать до шестого класса. Я это ноу-хау поддерживаю, поскольку один учитель вполне может справиться со всеми предметами. Узкопрофильные, такие, как химия и физика, начинаются как раз после седьмого класса.

Согласно новому ФГОСу, учителя должны обсуждать индивидуальные способности каждого ребенка. В начальной школе учитель может корректировать развитие ребенка. А в старших классах - учителю физики нужно договариваться с математиком, химику – с «физруком». Каждый из них будет считать свой предмет самым главным. Сейчас важно, чтобы ребенок умел учиться, а не поглощал максимально возможный объем знаний. Учителю нужно уметь перестраиваться.

Например, никто не обязывает педагога каждый урок проводить самостоятельные работы. Но многие по старинке делают это, потом добавляют проверку тетрадей, ведение электронного дневника, общение с другими учителями по вопросу понимания ребенком «надпредметных» связей. И такой учитель, безусловно, перегружен работой. А всего-то надо было понять, что от него требуется, и не заваливать себя лишними делами.

 
По теме
27 марта 2024 года, в рамках договора о сотрудничестве между Смоленской семинарией и Смоленским педагогическим колледжем, студенты Семинарии приняли участие в литературно-музыкальной гостиной Смоленского педагогического колледжа,
Все желающие могут передать в музей свои личные вещи: фото семейные, предметы быта прошлых лет и предметы школьного быта, одежду, обувь, посуду, часы, сувениры, предметы из керамики, металла, украшения, старые открытки, значки,
Лишился рабочей «лошадки» - МЧС Вчера около восьми вечера на пульт связи пожарно-спасательной части города Вязьма Смоленской области поступило несколько звонков от очевидцев.
МЧС
Выставка – рекомендация «Профилактика острых кишечных инфекций». - Дорогобужская ЦБС Заражению ОКИ способствуют антисанитарные условия жизни, несоблюдение правил личной гигиены, употребление продуктов питания, хранившихся или готовившихся с нарушением санитарных правил.
Дорогобужская ЦБС
В Вяземском районе сразу два Дома культуры обретут вторую жизнь - Единая Россия Всего в 2024 году в регионе благодаря проекту «Единой России» «Культура малой Родины» отремонтируют более 20 досуговых учреждений Совсем недавно завершился конкурс «Единой России» «Знаете, каким он парнем был!».
Единая Россия
VIII Клетновские чтения в Вязьме - Мой город Вязьма.Ru В Культурно-выставочном центре | МБУ «ВИЦ» 28 марта прошло открытие VIII Клетновских чтений "Древние города Смоленской земли и сопредельных территорий в контексте современности".
Мой город Вязьма.Ru
Музейный урок "Традиции и обычаи русской семьи" - Историко-краеведческий музей В ходе проведения музейого урока участники подробно познакомились с русскими семейными традициями, с ролями членов чемьи, а также с бытом наших далеких предков.
Историко-краеведческий музей