Новости города БезФормата.Ru
Смоленск
Главные новости
 
Задать вопрос?

«Когда я прихожу на урок, рутина отходит в сторону»: интервью с учителем

«Когда я прихожу на урок, рутина отходит в сторону»: интервью с учителем - MolSm.Ru
«Когда я прихожу на урок, рутина отходит в сторону»: интервью с учителем - MolSm.Ru
«Когда я прихожу на урок, рутина отходит в сторону»: интервью с учителем - MolSm.Ru
«Когда я прихожу на урок, рутина отходит в сторону»: интервью с учителем - MolSm.Ru
Фото: www.molsm.ru


АВТОР: Никита Тищенков

Казалось бы, чего мы еще не знаем о профессии учитель? Верно, удивить нас сложно. Все мы учились в школе, все имеем представление о том, кто же это – человек с указкой в одной руке и мелом – в другой. Вот только это далеко не вся «амуниция» настоящего педагога. Распространенная на первый взгляд профессия на самом деле считается одной из самых сложных. Ведь каждый учитель – это индивидуальность, личность и человек со своими неповторимыми качествами, которые каждый день помогают ему в работе. И чтобы узнать, кто же такой педагог на самом деле и как он справляется со своей нелегкой профессией, корреспондент «Молодежного Смоленска» отправился в МБОУ СОШ №11 и пообщался с учителем истории Зенкиной Еленой Викторовной .

Здравствуйте, Елена Викторовна, задам самый банальный, но и самый интересующий многих вопрос: как вы пришли к решению стать учителем истории?
— Выбирая между химией и историей, я решила, что история была мне более понятна и интересна. Я видела перспективы в получении образования именно исторического, потому что в советское время, заканчивая исторический факультет, человек мог пойти по комсомольской, а далее партийной работе и прийти во власть. Помимо этого, он мог устроить в правоохранительные органы, и тоже сделать там определённую карьеру. Или мог выбрать второй путь – работу в школе. Никакого Газпрома тогда не было, и поэтому учитель химии мог работать только учителем химии, либо лаборантом в какой-нибудь лаборатории, что для меня было не очень интересно. Именно поэтому я склонилась в сторону истории, хотя в школе оба предмета мне нравились одинаково.

А почему тогда из всех этих возможный путей вы выбрали именно преподавательскую деятельность?
— Преподавательскую деятельность я выбрала, потому что изначально хотела быть учителем, ещё с начальной школы. У меня был замечательный учитель в младших классах — Эпова Неля Николаевна, она была нам как мама, учитель, друг, и уже после первого класса я поняла, что хочу быть как она, несмотря на то, что она не походила на женский идеал. Неля Николаевна была уже зрелой, полной женщиной, красавицей её нельзя было назвать, но при этом, когда она начинала говорить, все ученики просто заворожённо слушали её. Я всё детство проиграла с братом в «школу», поэтому то, что я хочу быть учителем сомне-нию не подлежало. И ещё один момент был связан с тем, что работа в милиции опасна. Был случай, когда убили инспектора по делам несовершеннолетних, и это меня напугало. После этого я отказалась от этой идеи. Во власть я не пошла, т.к. слишком хорошо знала жизнь комсомольский активистов.

Как ваши родители отнеслись к вашему выбору?
— Родители отнеслись положительно. Единственное они не совсем были согласны с тем, что я не сразу пошла в вуз, а сначала окончила педагогическое училище, и только потом поступила в университет. Они хотели, чтобы не было этого промежуточного звена, но в своё время поступление в вуз меня напугало, я поступила туда после училища. А так они нисколько мне не препятствовал, хотя и понимали, что у меня всю жизнь будет маленькая зарплата.



Можете сказать, что вам нравится больше всего в вашей профессии?
— Больше всего то, что это не скучная профессия, она, не смотря на кажущуюся однообразность, не является таковой. Каждая тема по-разному воспринимается в каждом классе из года в год, поэтому каждый урок не похож на предыдущий. И этот интерес, когда нет рутины, хотя на самом деле она есть, например, на перемене с отчётами. Но когда я прихожу на урок, рутина отходит в сторону, особенно, если мы проходим какой-то интересный этап в истории, а когда ученики тебе и в ответ что-то дают, это очень вдохновляет, ведь эта молодая энергия, позволяет тебя тоже оставаться молодой. Да и вообще это очень интересная работа, в отличии от той-же работы бухгалтера, да простят меня все бухгалтера.

С какими детьми вам легче работать: с теми, кто постарше или с теми кто помладше?
— Проработав 15 лет в школе, могу с уверенностью сказать, с теми, кто постарше. Я работала и в детском саду, и в начальной школе, работала с детьми от пятого до одиннадцатого класса. Более интересно с детьми, которые в 9-11 классе. Во-первых, они более ответственные, во-вторых, они уже имеют свой взгляд на мир, есть те, кто уже реально интересуется историей и обществознанием, с ними интересно говорить на какие-нибудь отвлечённые темы, например, актуальные политические проблемы современности. В общем, интересней работать со старшеклассниками.

А в какой школе вы начали впервые преподавать?
— Ну, начала я преподать вообще не в Смоленске, а в своём городе, который находится в Кемеровской области, потом я работала в Минске, а здесь в школе №11 я работаю с 2002 года, получается уже 15 лет. Но конкретно учителем истории я работала только здесь.



Какой материал легче всего усваивается детьми?
— Если говорить об учениках 5-8 классов, то это, конечно, материал сказочно-го характера, например греческая или египетская мифология, либо военная история (Столетняя война, революции и т.д.), то есть событийные материал. Кстати, и в старших классах тоже именно этот материал лучше усваивается, потому что детям совершенно не интересно развитие экономики страны, и даже, к сожалению, не всегда их интересует культура. То есть какие-то конкретные события и факты — это то чем можно заинтересовать учеников. Но, к сожалению, всегда есть дети, которым ничего не интересно и здесь бессилен любой арсенал учителя.

А можете рассказать, как вы боретесь с учениками, которым безразлична учёба?
— У меня нет задачи бороться с учениками, потому что борьба не входит в функции учителя. Я стараюсь сделать так, чтобы такой ученик наработал хотя бы на минимум, чтобы получить удовлетворительную оценку. Для того чтобы это сделать, я даю ему практическую работу, то есть систематизация материала, либо механическое или полумеханическое заучивание какой-либо терминологии и хронологии. Если ребёнок не лентяй, а просто очень увлекается другим предметом, то здесь его можно привлекать через мини проектную деятельность, например, поручить ему сделать небольшой до-клад или презентацию на тему, которая ему самому интересна. Раньше, лет 5 назад, когда дети были немного поактивней, я проводила в начале учебного года среди учеников опрос «Что вам интересно узнать о XX веке?» После этого я могла понять, о каких событиях ученики вообще знают и что их больше интересует. На основе этой информации мне не составляло труда построить материал так, что на более интересующие учеников темы я уделяла больше внимания.



Как вы готовитесь к уроку?
— Во-первых, я читаю теоретический материал. Сколько бы времени не прошло, сначала я читаю свои конспекты, которых у меня за эти годы накопилось достаточно много, после этого открываю учебник, особенно если он нового издания, смотрю что добавили, а что убрали из того, что я буду требовать. Во-вторых, я подбираю какой-либо визуальной ряд, это может быть презентация, видео или то и другое. После этого определяю ключевые моменты, то есть либо хронология, либо терминология и понятийной аппарат, и в зависимости, что мне предстоит делать (проходить новую тему или закреплять старую), составляю схему урока. Но я часто грешу тем, что скатываюсь на личный лекционно-эмоциональный рассказ, хотя, как показывает практика, именно этот материал лучше всего усваивается учениками.

Бывает ли такое, что вы находите в учебниках ошибки?
— Да, такое случается. Недавно в учебнике шестого класса я прочитала, что памятник Микешина «Тысячелетие России» находится в Нижнем Новгороде, хотя на самом деле в Великом Новгороде. Так же иногда встречаются некоторые неточности, но по больше части, я встречаю не фактические ошибки, а просто опечатки. Если и встречаются какие-то небольшие ошибки, я к этому отношусь спокойно, потому что нас там не было, у каждого историка свои источники, свой взгляд. Если смотреть глобально, то не так страшно, если дата в учебнике отличается от фактической даты события на один день, более важно правильно показать, что произошло. Главное не терять такие ключевые моменты, как: фашизм — это зло, а Гитлер — враг всего человечества, а небольшие погрешности в хронологии не страшны.

И последний вопрос, можете сказать, для чего людям нужно изучать историю?
— Любой человек должен учить на собственных ошибках. Часто родители говорят: «Я уже сделал эти ошибки, а ты послушай меня и не повторяй их.» Но никогда ещё человек ничему не научился на чужих ошибках. Пока он сам не обожжётся, никакой урок он не извлечёт. Так вот история — это наука о прошлом, и она нужна для того, чтобы мы всё-таки научились «не наступать на старые грабли». По крайне мере, один глобальный урок мы, вроде, усвоили. После Второй мировой войны у нас уже 70 лет глобальных войн нет. Да, локальные конфликты происходят, без войны человечество пока не может существовать, но радует, что те противоречия, которые существуют между Россией и США, между Западом и Востоком, мы не решаем ядерным оружием. Если бы XIX веке, если бы снимали наши флаги с посольств или производили обыски, то это закончилось войной, плюс начались бы заключаться военные союзы, и кто знает какой был бы масштаб, а сего-дня этого нет. Вот и получается, что история нужна, чтобы смотреть, как было раньше, дать тому или иному событию объективную оценку, именно объективную, а не подгонять историю под свои рамки как это сейчас делается во многих странах (так сказать попытка воспитать патриотов), сделать выводы и не повторять больше эти ошибки.
2 2 2 - Администрация Вяземского районаК всеобщему удовлетворению игра между командами ветеранов и командой юных шахматистов закончилась нечетным счетом, а победу праздновала дружба, а как иначе в День народного единства.
07.11.2017 Администрация Вяземского района
В одной из смоленских школ учитель применял физические методы воспитания - Смоленская газетаВ одной из смоленских школ учитель младших классов применял физическое наказание.
02.11.2017 Смоленская газета
10 декабря 2017 года Смоленский областной центр народного творчества проводит творческую лабораторию для руководителей самодеятельных хореографических коллективов Смоленской области.
18.11.2017 Департамент по культуре
JPG Файл - УМВД Смоленской областиСотрудники Госавтоинспекции, учащиеся и преподаватели Православной гимназии приняли участие в молебне.
17.11.2017 УМВД Смоленской области
Финансирование бесплатных школьных завтраков увеличат аж на три рубля - Смоленск 2.0Депутаты горсовета внесли предложение увеличить финансирование завтраков для школьников младших классов.
17.11.2017 Смоленск 2.0
IMG_1659 - МЧСДетство - самый яркий период в жизни каждого, это время важно сделать не только интересным, но и безопасным.
17.11.2017 МЧС
Урок толерантности в библиотеках Кардымовского района - Администрация Кардымовского района16 ноября в библиотеках Кардымовского района прошли мероприятия, посвященные Международному дню толерантности.
17.11.2017 Администрация Кардымовского района
УМВД России по Смоленской области проводит набор граждан в возрасте до 25 лет, способных по своим личным и деловым качествам,
16.11.2017 УМВД Смоленской области
Рабочая поездка руководителей района в Соловьевское сельское поселение - Администрация Кардымовского района16 ноября Глава района Павел Никитенков и заместитель Дмитрий Тарасов совершили рабочую поездку в Соловьевское сельское поселение.
16.11.2017 Администрация Кардымовского района
10 декабря 2017 года Смоленский областной центр народного творчества проводит творческую лабораторию для руководителей самодеятельных хореографических коллективов Смоленской области.
18.11.2017 Департамент по культуре
Урок толерантности в библиотеках Кардымовского района - Администрация Кардымовского района16 ноября в библиотеках Кардымовского района прошли мероприятия, посвященные Международному дню толерантности.
17.11.2017 Администрация Кардымовского района
IMG_1659 - МЧСДетство - самый яркий период в жизни каждого, это время важно сделать не только интересным, но и безопасным.
17.11.2017 МЧС
Школьникам Смоленска выдадут электронные карты - О чём Говорит Смоленск
Школьникам Смоленска выдадут электронные карты
Учащиеся смогут «пользоваться» ими при покупке булочек в школьной столовой, а родители будут знать, сколько денег и на что потратил ребенок Школьникам Смоленска в ближайшем будущем могут выдать электронные карты.
О чём Говорит Смоленск
Георгий Грец: «Будем доносить до молодежи, что Навальный - предатель» - Газета Рабочий Путь
Георгий Грец: «Будем доносить до молодежи, что Навальный - предатель»
Ректор СГАФКСТ рассказал, почему он решил выйти на сцену во время митинга Алексея Навального и что пытался донести до молодежи, собравшейся на набережной Днепра в Смоленске.
Газета Рабочий Путь
Анатолий Вассерман выступит на семинаре в Смоленске - О чём Говорит Смоленск
Анатолий Вассерман выступит на семинаре в Смоленске
Лекция известного эрудита, журналиста и публициста посвящена катынскому преступлению Смоленск, 9 ноября.
О чём Говорит Смоленск
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Смоленской области возбуждено уголовное дело в отношении 30-летнего местного жителя.
17.11.2017 Следственный комитет
Авария с троллейбусом вызвала огромную пробку на улице Рыленкова в Смоленске - О чём Говорит СмоленскХотя само ДТП произошло на светофоре улицы Румянцева Смоленск, 17 ноября .
17.11.2017 О чём Говорит Смоленск
Житель Смоленска обокрал детский лагерь в Калужской области - О чём Говорит СмоленскДля такого «темного дела» ранее судимому смолянину понадобилась «Газель» Смоленск, 17 ноября .
17.11.2017 О чём Говорит Смоленск
17 ноября. О чем говорит Смоленск сегодня утром - О чём Говорит Смоленск
17 ноября. О чем говорит Смоленск сегодня утром
Замначальника регионального главка МВД пыталась оспорить постановление суда, в «Лопатинском саду» Смоленска завелся охотник на уток, двоих приятелей, отправившихся на незаконную рыбалку,
О чём Говорит Смоленск
Смолянин попался с крупной партией марихуаны - Смоленская газета
Смолянин попался с крупной партией марихуаны
Сотрудники группы по контролю за оборотом наркотиков ОМВД России по Смоленскому району получили оперативную информацию о том, что местный житель, 1976 года рождения, может быть причастен к хранению запрещенных веществ.
Смоленская газета
Смолянин привязал собаку к дереву в лесу и оставил погибать - О чём Говорит Смоленск
Смолянин привязал собаку к дереву в лесу и оставил погибать
« Собака худая, грязная, привязана поводком к дереву. Помогите, пожалуйста » Смоленск, 18 ноября .
О чём Говорит Смоленск
2017-11-16_001 - Смоленская епархияФотогалерея 16 ноября 2017 года в здании Администрации Смоленской области состоялось заседание организационного комитета по подготовке и проведению регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных
16.11.2017 Смоленская епархия
«Не разделённые религией и верой, не обделённые ни сердцем, ни душой!» - Департамент по культуреВ рамках Международного дня толерантности, а также программы сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Армения в сфере культуры на 2016-2018 годы и федерального плана Дней культуры Армении в России,
18.11.2017 Департамент по культуре
Смоленские музыканты стали лауреатами Всероссийского конкурса-фестиваля народных культур «Малахитовая шкатулка» - Смоленская газетаВсероссийский конкурс-фестиваль народных культур с международным участием «Малахитовая шкатулка» состоялся в Санкт–Петербурге.
18.11.2017 Смоленская газета
Смоленская делегация примет участие в Международных Рождественских чтениях - О чём Говорит Смоленск
Смоленская делегация примет участие в Международных Рождественских чтениях
Утвердили и программу регионального образовательного мероприятия Смоленск, 17 ноября.
О чём Говорит Смоленск
В Москве открывается первая в России ретроспектива уроженца Смоленской области художника Эль Лисицкого - Газета Рабочий Путь
В Москве открывается первая в России ретроспектива уроженца Смоленской области художника Эль Лисицкого
16 ноября в Москве открывается масштабная выставка работ художника-авангардиста Эль Лисицкого.
Газета Рабочий Путь
Художник Денис Петруленков расшифровал свой логотип Смоленска - О чём Говорит Смоленск
Художник Денис Петруленков расшифровал свой логотип Смоленска
И заодно рассказал smolensk-i.ru , как отнесся к решению жюри конкурса о неприсвоении его логотипу статуса официального Смоленск, 15 ноября .
О чём Говорит Смоленск
«Всероссийский день самбо» на Смоленщине - Департамент спортаВ городе-герое Смоленске на базе СОГАУ «Дворец спорта «Юбилейный» 16 ноября 2017 года прошел региональный этап «Всероссийский день самбо».
17.11.2017 Департамент спорта
Смоленские юнармейцы померяются силами - ГТРК СмоленскЮнармейцы будут соревноваться за Кубок губернатора. В регионе стартовал отборочный этап военно-спортивных игр.
17.11.2017 ГТРК Смоленск
В Ельне состоялся внутришкольный этап баскетбольного марафона - Единая РоссияИгра прошла в спортивном зале Ельнинской школы №2 им. К.И.
17.11.2017 Единая Россия
yPl3ISM3JS0 - Смоленские новости
Снова обменялись победами
В матчах седьмого тура Чемпионата России 2017/2018 годов, 10-11 ноября, мини-футбольный клуб «Автодор» играл в Сыктывкаре против соседа по турнирной таблице МФК «Новая генерация», и команды обменялись победами.
Смоленские новости
Участник файт-шоу «Цитадель: Ледовое побоище» Максим Отроков провёл для смолян бойцовский мастер-класс - Смоленская газета
Участник файт-шоу «Цитадель: Ледовое побоище» Максим Отроков провёл для смолян бойцовский мастер-класс
Напомним, 8 декабря в ДС "Юбилейный" состоится Международный турнир  по правилам смешанных единоборств (ММА), файт-шоу «Цитадель: Ледовое побоище».
Смоленская газета
«Искру» из Смоленска ждет матч с «Ливерпулем» - О чём Говорит Смоленск
«Искру» из Смоленска ждет матч с «Ливерпулем»
Для выхода из группы нужны только победы Смоленск, 16 ноября . В этот уикэнд футбольный клуб областного центра, в составе которого — мальчишки 2006 года рождения, примет участие в международном турнире Ateitiscup в Литве.
О чём Говорит Смоленск
Очередной наркопритон ликвидирован в Смоленске - О чём Говорит СмоленскЕго организатору грозит до четырех лет лишения свободы Смоленск, 18 ноября .
18.11.2017 О чём Говорит Смоленск
3.png - УМВД Смоленской областиСотрудники  группы  по контролю за оборотом наркотиков ОМВД России по Смоленскому району получили оперативную информацию о том, что местный житель может быть причастен к хранению запрещенных веществ.
18.11.2017 УМВД Смоленской области
Полицейские получили информацию о том, что в квартире местного жителя постоянно собираются подозрительные личности и варят наркотическое зелье.
18.11.2017 SmolNews.Ru
В полицию поступило заявление от местной жительницы, которая рассказала, что ее сын угрожал ей убийством.
18.11.2017 SmolNews.Ru
Смолянин привязал собаку к дереву в лесу и оставил погибать - О чём Говорит Смоленск« Собака худая, грязная, привязана поводком к дереву. Помогите, пожалуйста » Смоленск, 18 ноября .
18.11.2017 О чём Говорит Смоленск