«Мечтаю еще пожить, достигнуть большего!..». Скончался дирижер Смоленского русского народного оркестра имени В.П.Дубровского Евгений Лыткин

«Мечтаю еще пожить, достигнуть большего!..». Скончался дирижер Смоленского русского народного оркестра имени В.П.Дубровского Евгений Лыткин
Фото: www.rabochy-put.ru

Музыкальная культура Смоленска понесла невосполнимую утрату – вчера, 22 октября, скончался Евгений Дмитриевич Лыткин. За свои 72 года Евгений Дмитриевич прошел нелегкий путь: с самого начала и практически до последних дней он посвятил себя служению оркестру, музыке и культуре Смоленска.

Дирижер, заслуженный работник культуры России, он стоял у самых истоков создания Смоленского русского народного оркестра имени В.П.Дубровского и был  его основателем и идейным вдохновителем.
Предлагаем вниманию читателей «РП» фрагменты интервью с Евгением Дмитриевичем. Помянем колосса смоленской культуры!

              Наелся горькой жизни сполна

- Наелся горькой жизни сполна. Отец воевал, мать – воевала. Все мои близкие ушли на войну. Были и погибшие в семье. Процесс восстановления страны шел на моих глазах, вынесли его мои родные на своих плечах. Жили в землянках в Рославле, ели хлеб с лебедой – как и вся Россиюшка. У дедушки сгорел дом, вот и выкопали землянку в саду под яблонькой. Безденежье отчаянное! Даже ответственные работники, партийцы ходили с заплатками на штанах. А жизнь менялась на глазах, улучшалась стремительно, не успевали поверить, что такое возможно! Я скептически улыбаюсь, когда сегодня люди жалуются на финансовые проблемы. Посмотрели бы, как жилось смолянам тогда!

В отношениях между людьми произошел надлом. Раньше люди были более открытыми. Друзьями были. Человек человеку брат. А сегодня обособились, замкнулись в себе, в своих проблемах.

Все катаклизмы, которые происходят в обществе, из-за этого и происходят. Гибнет русская культура – вот что страшно…! Все пущено на самотек. Единственное, где я еще могу увидеть истинно русское искусство, так это в районах. За счет самодеятельности наша культура и выживает.

«Не любою громких фраз – музыкант, дирижер…»

- Определил себя, как баянист, играл в оркестре дома культуры профсоюзов под руководством моего первого учителя Владимира Афанасьевича Русакова. Мы горели музыкой, пропагандировали ее, и видели - народу нравится! Когда появился Виктор Павлович Дубровский, мне уже было за сорок. Впрочем, я знал его и раньше – вместе работали, он уже тогда был моим товарищем и учителем. Его появление в Смоленске обусловило мое глубокое проникновение в музыкальную культуру. Он совершил революционный переворот в сознании общественности, поднял оркестр на другой уровень.

В вопросах искусства - бескопромиссный человек! У него было необыкновенное чутье на аранжировку музыкального произведения! До сих пор поражаюсь тому, как он умел это делать! Была у нас пьеса Льва Компанейца - никто ее не играл. А он «конфетку» из нее слепил, совершенно бесовскую вещь! Для концертов брал классические произведения: считал, что только сложные вещи будут звучать еще ярче, еще интереснее именно в народном исполнении. В шутку говаривал крамольные мысли: «Россини написал «Сороку-воровку» для народного оркестра! И действительно, это произведение лучше звучит в исполнении русского народного оркестра, чем симфонического. Точно так же он относился к народным произведениям, к оригинальной, аутентичной народной музыке, смело брал ее в репертуар и создавал жемчужины.

Мы постоянно общались с Дубровским. В последний день жизни Виктора Павловича занимались допоздна, «Ночь в Мадриде» Глинки готовили. Вечером позвонили: «Все. Умер…».

«Вытравить из оркестра бессмертную душу Дубровского нельзя!»

- Дубровский был замкнутым человеком, раскрывался только для близких и тех, кого считал своими товарищами. А какой он великий хохмач был! Анекдоты любил рассказывать, да так, что от смеха скулы сводило. Работу выполнял на высочайшем уровне, и остальных за собой подтягивал. Виктор Павлович разбудил нас, помог душам музыкантов взлететь, согрел сердца творчеством. Да он из любого исполнителя мог вытащить больше, чем в человеке было заложено изначально, разжечь огонек любви к высокому искусству! Заразить озорством творца. И сколько терпения, понимания и доброты уделялось каждому музыканту в процессе «выращивания» его души!

Когда Виктора Павловича не стало, мы продолжили начатый Маэстро творческий процесс, старались держать высокую планку. Поступить иначе музыканты просто не имели морального права: до сих пор помню, КАК громко мы выступили в ноябре 1989 года в Колонном зале Дома Союзов, и Москва потеряла дар речи. Сложнейший репертуар, несоизмеримо высокий уровень исполнительского мастерства. Он не мог сфальшивить… Не умел!

Дубровский сумел добиться главного – сплотить вокруг себя команду единомышленников. Тот дух, та атмосфера, которую он создал, осталась. Она жива! Кто бы ни пытался задушить, вытравить из оркестра бессмертную душу Дубровского – не получается!

И кто бы ни говорил, что мы потускнели, оркестр развалился, это – ложь! Коллектив по-прежнему уникален, и эту данность подтверждают известнейшие российские дирижеры и солисты.

Мы в СССР хоть и пятыми были по счету, да лучшими: Виктор Павлович расширил состав медной и деревянно-духовой группой. Кларнет и тромбон позволили создать своего рода плавный, переходный буфер между народным оркестром и симфоническим. Мы засияли новыми красками! Мне, как музыканту, всегда слышна эта наигранность, надуманность. Вымученность… Зачем превращать искусство в циркачество? А Виктор Павлович как раз и умел делать ИСКУССТВО, его эксперименты не искажали звучания! Наоборот, не смех вызывали, а чувства глубочайшие, что раскрывало, углубляло, совершенствовало звучание. Слезы на глазах стояли, когда мы играли концерт. Потому-то о нас и знают, и приглашают везде.

Я с полной ответственностью заявляю: у нас нет ни одного проходного концерта, который бы мы дали спустя рукава! Каждый концерт – отдача неимоверная, праздник, независимо от того, кто сидит в зале. Мы умеем зажечь любую публику!

Мечтаю еще пожить, достигнуть большего и увидеть, что наше дело – не безнадежное, нужное людям! Что усилиями народников русская музыка поднимется!

Фото: vk.com/smol_filarmoniay


Автор: Анастасия Петракова

Ещё новости о событии:

Не стало музыканта Евгения Лыткина. На 72 году жизни он скончался в одной из больниц Смоленска, не сумев оправиться после тяжелой операции.
18:19 23.10.2017 ГТРК Смоленск - Смоленск
«Мечтаю еще пожить, достигнуть большего!..». Скончался дирижер Смоленского русского народного оркестра имени В.П.Дубровского Евгений Лыткин - Газета Рабочий Путь
Музыкальная культура Смоленска понесла невосполнимую утрату – вчера, 22 октября, скончался Евгений Дмитриевич Лыткин.
13:36 23.10.2017 Газета Рабочий Путь - Смоленск
22 октября 2017 года  в больнице Смоленска, после тяжёлой операции, на 72 году жизни скончался Евгений Лыткин,  дирижер Смоленского русского народного оркестра им.
12:29 23.10.2017 Смоленская народная газета - Смоленск
Врачам не удалось его спасти В одной из больниц Смоленска в воскресенье, 22 октября, на 72-м году жизни скончался Евгений Лыткин.
12:00 23.10.2017 О чём Говорит Смоленск - Смоленск
Сегодня на 71 году жизни скончался известный смоленский музыкант, бывший дирижёр смоленского народного оркестра имени Дубровского Евгений Дмитриевич Лыткин.
08:44 23.10.2017 SmolNews.Ru - Смоленск
Сегодня на 71 году жизни скончался известный смоленский музыкант, бывший дирижёр смоленского народного оркестра имени Дубровского Евгений Дмитриевич Лыткин.
20:36 22.10.2017 Смоленские новости - Смоленск
 
По теме
Кинематография — это удивительная и захватывающая область, в которой талантливые создатели воплощают свои уникальные идеи Хороший фильм требует вклада многих людей: сценарист должен написать отличный сценарий,
На церемонии прощания с Александром Ширвиндтом, известный сатирик и актер Геннадий Хазанов продемонстрировал высокое мастерство, сочетая в своих выступлениях скорбь и юмор «Мне кажется, будто я слышу слова Шуры: «Ген,
Дочь известных актеров Моники Беллучи и Венсана Касселя, модель Дева Кассель, стала новым лицом знаменитого модного бренда Dior, как сообщает ресурс gosrf.ru В свои 19 лет она стала амбассадором как модных,
Сборка в цехе КК Восход-2.jpg - Музей Юрия Гагарина «…летая в космосе, нельзя не выходить в космос, как, плавая, скажем в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать».
Музей Юрия Гагарина
«Веселая Масленица» в семейной гостиной "Радонеж" - СГИИ Волонтеры Смоленского государственного института искусств, студентки 2 курса направления социально-культурной Ирина Герасимчук и Алина Бухало провели развлекательно-игровую программу «Веселая Масленица» в православной се
СГИИ