Новости города БезФормата.Ru
Смоленск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Последняя любовь маэстро. О Викторе Дубровском за пределами сцены

Последняя любовь маэстро. О Викторе Дубровском за пределами сцены - Смоленская газета
Последняя любовь маэстро. О Викторе Дубровском за пределами сцены - Смоленская газета
Последняя любовь маэстро. О Викторе Дубровском за пределами сцены - Смоленская газета
Последняя любовь маэстро. О Викторе Дубровском за пределами сцены - Смоленская газета
Последняя любовь маэстро. О Викторе Дубровском за пределами сцены - Смоленская газета
Последняя любовь маэстро. О Викторе Дубровском за пределами сцены - Смоленская газета
Последняя любовь маэстро. О Викторе Дубровском за пределами сцены - Смоленская газета
Фото: smolgazeta.ru

10 декабря исполняется 90 лет со дня рождения Виктора Павловича Дубровского, имя которого носит созданный им почти тридцать лет назад Смоленский русский народный оркестр. В этот вечер на сцене КДЦ «Губернский» пройдёт юбилейный концерт, посвящённый памяти маэстро. В честь знаменитого дирижёра будет звучать музыка Россини, Мусоргского, Глинки, Шнитке, Лядова…

Дубровский не был смолянином по рождению – здесь прошли лишь несколько последних лет его жизни. Лет, полных творчества и музыки, без которых маэстро и жизни-то не представлял. Лет, освещённых и освящённых последней любовью, подаренной ему судьбой именно в Смоленске. Именно об этом – наш разговор с дочерью жены дирижёра Ирины Бартош Ольгой Гурковой.

  Случайная встреча

Ирина Бартош и Виктор Дубровский познакомились случайно – в музыкальном училище. И чем-то сразу друг друга зацепили настолько, что общение захотелось продолжить. Стали встречаться вечерами, выгуливая собаку Ирины – пуделя Джаню.

­– Джаня как-то сразу полюбил маэстро. Постоянно смотрел на него преданными глазами. Мама даже говорила ему: «Джаня, ты предатель – любишь Виктора Павловича больше, чем меня. Хотя со мной прожил всю жизнь…»

Позже маэстро переехал из гостиницы «Россия» к Ирине Павловне. А 26 мая 1989 года, в её день рождения, они обвенчались в Успенском соборе Смоленска.

­– На венчании настоял Виктор Павлович. Он долго уговаривал маму – она упиралась, но из любви к нему всё-таки согласилась. Помню, как я с маленьким сынишкой в коляске подъехала к концу обряда, чтобы их поздравить, а маэстро, увидев нас, всплеснул своими красивыми руками и говорит: «Видишь, какие чудеса господь делает: не успели обвенчаться, а вот и младенчик!»

Для Дубровского это был четвёртый брак, для Бартош – третий. Но оба не раз признавались близким, что наконец нашли то самое заветное, что бывает только однажды…

Магия общения

- Ольга, а вы помните свои первые впечатления от знакомства с Виктором Павловичем?

­– Помню. И вначале у меня было не то что отторжение, но какое-то непонимание, что мама могла найти в этом старце. У них ведь довольно большая разница в возрасте была – 14 лет. Однако стоило нам пообщаться, как я тут же попала под обаяние его личности. Он оказался очень интересным человеком, открытым, очень искренним…

­– А я слышала, что многие, наоборот, говорили о закрытости маэстро, о том, что он открывается только перед очень близкими людьми…

­– Возможно. Но у нас всё получилось именно так. Он сразу принял всю нашу семейку: и меня, и мужа, и нашего сынишку – как своих. И мы друг к другу всегда очень хорошо относились.

Что мне особенно импонировало в маэстро – с ним можно было спорить. В нём не было никакой чванливости или забронзовелости, никакого взгляда сверху вниз. Он был очень азартный человек, темпераментный и в сердцах мог даже крикнуть. Но если понимал, что не прав, всегда извинялся. Поэтому мне с ним просто было. И можно, и нужно было разговаривать.

­– На какие темы?

­– Да обычные, житейские – никаких особенно высоких тем мы не поднимали…

Хотя помню, что он очень часто цитировал не знаю чьё высказывание: «Дирижирование – это магия, и не надо бояться этого слова». Так вот его магия была не только в профессии, но и в общении с близкими людьми – он буквально завораживал.

В любых домашних застольях маэстро был душой компании. У него было прекрасное чувство юмора. Он рассказывал анекдоты, произносил какие-то тосты – и всё это ярко, искромётно, всегда к месту.

А позже, уже насытившись, из-за обеденного стола все перемещались в гостиную – к инструменту. У нас было пианино, и Виктор Павлович с мамой играли в четыре руки или по очереди, сменяя друг друга. Мы пели романсы, плясали – чувствую, соседи тогда от нас немало натерпелись…

Музыка в голове

Будучи невероятно гармоничным на сцене или в компании с близкими людьми, в тривиальных бытовых ситуациях Дубровский часто оказывался абсолютно беспомощным.

­– Когда он брался сам себе что-то приготовить ­  яичницу поджарить или кофе сварить, – всё заканчивалось полным крахом: яичница сгорала до угольков, а кофе из турки выбегал на плиту. Хорошо ещё, что до пожара не доходило. Просто маэстро был весь в музыке. И если какая-то идея пришла, в голове что-то зазвучало, он забывал обо всём – бежал записывать или слушать.

Работал Дубровский постоянно: и с партитурами, и с записями. Ставил пластинку на проигрыватель, слушал и сам себе дирижировал, делая какие-то пометки в нотах.

­– Мама часто говорила ему: «Кися (они оба так друг друга называли), ну что ты корпишь над партитурами – ты их все наизусть знаешь!» А он не мог иначе – у него какая-то внутренняя работа шла, не прекращаясь. И были такие забавные случаи нередко, когда мы сидим тихо-мирно за обеденным столом, беседуем о чём-то и вдруг маэстро взмахивает рукой и начинает дирижировать. Причём в руке у него что угодно могло оказаться в этот момент – та же куриная ножка. Он просто услышал музыку в голове – забыл, что ест, что люди вокруг… Для него это было абсолютно нормально. По-моему, он постоянно что-то проигрывал в голове…

Конечно, весь быт взяла на себя жена. Накормить-напоить любимого, проследить, чтобы концертный фрак был в порядке, манишка расправлена и бабочка на месте… Ирина Павловна добровольно приняла эти обязанности, и они не были ей в тягость.

Союз равных

­– Вообще это была не только история любви между мужчиной и женщиной. Это был союз двух ярких музыкантов, которые, что называется, смотрели в одну сторону. И это, безусловно, сыграло огромную роль в их отношениях.

Они постоянно были вместе: и на работе, и дома. Можно сказать, практически ни на минуту не расставались. Мама как-то призналась мне: «Знаешь, я живу с ним так, как всегда хотела жить. Мне не надо напрягаться и делать вид – я чувствую себя абсолютно свободной». Они сошлись душами, характерами – наверное, это главное.

­– Но ведь Ирина Бартош – не просто домохозяйка. Женщина, состоявшаяся в профессии и как пианист, и как концертмейстер. Насколько ей было сложно уйти в тень маэстро?

­– Абсолютно не сложно. Более того – это был её выбор. Ей и в профессии всегда было интересно работать не сольно, а с кем-то. Привлекал сам процесс взаимодействия с инструменталистом или вокалистом, поэтому она и ушла в концертмейстерство.

И в их отношениях с Виктором Павловичем, я думаю, тоже такой тандем возник. Так что с её стороны это не было каким-то отречением и необходимостью наступать на горло собственной песне. Наоборот – она всё время была рядом с маэстро ­и дома, и на выступлениях, и на репетициях: сидела в зале, слушала, что-то подсказывала, советовала…

­– Я не раз слышала, как журналисты цитировали фразу Виктора Павловича о том, что он не уедет из Смоленска, потому что здесь у него любимая работа, жена и собака. Приоритеты именно в такой последовательности им расставлялись?

­– Да. Работа, безусловно, была на первом месте.

Кстати, насчёт уехать из Смоленска – его очень звали в Минск, где он постоянно сотрудничал с местным симфоническим оркестром. И мама очень хотела переехать туда. Но маэстро не соглашался ни в какую. И дело было, наверное, даже не в «работе, жене, собаке» –­ просто он очень комфортно чувствовал себя в Смоленске, хотя не очень долго здесь и прожил.

В эйфории

­– Он вспоминал что-то о жизни до Смоленска?

­– Конечно. Мне особенно запомнилось, как он рассказывал о выступлении с оркестром имени Осипова в Карнеги-холле. Когда зал был полон мужчинами в смокингах и дамами в бриллиантах и вечерних платьях, а для нашего посольского корпуса вдоль кулис на сцене поставили стулья, поскольку больше мест нигде не было.

«Сначала публика приняла нас настороженно, – рассказывал Виктор Павлович. – А потом мы их так раскочегарили, что в конце концерта эти дамы в бриллиантах влезали с ногами на стулья и от восторга свистели, закладывая пальцы в рот».

То есть там была совершеннейшая эйфория. И после выступления какой-то наш дипломат подошёл к маэстро и признался, что один такой концерт стоит года их работы.

Могу сказать, что мои впечатления от выступления Виктора Павловича со Смоленским оркестром были не менее яркими. Хотя я долго не хотела идти, думая: какой-то народный оркестр, какие-то «трень-брень гусельки» ­ что там может быть интересного?!

Но мама меня всё-таки убедила, и я, подкатив коляску с сыном к филармонии к началу второго отделения, передала ребёнка маме, а сама поднялась в зал. И это словами не передать, что я тогда испытала! Музыка была не просто вокруг – она проникала внутрь и как-то фонтанировала оттуда, приводя меня в полный восторг: лились слёзы, перехватывало дыхание. Я не помню сейчас репертуара, но само впечатление от концерта было совершенно потрясающим. Когда я вышла из зала, у меня было ощущение, что я ногами земли не касаюсь, что я где-то над – как бывает в детских снах, когда летишь. И вот так я летела с этого концерта. А после, конечно, уже не упускала возможности побывать на любом выступлении маэстро…

Послесловие к счастью

­– Ольга, как Ирина Павловна пережила смерть любимого человека?

­– Очень тяжело.

­– А что ей помогло справиться с горем?

­– Прежде всего внутренний стержень – это безусловно. Потому что она ведь не на пуховых перинах всю жизнь провела – было на что опереться внутри себя.

И, наверное, наличие маленького внука тоже внесло свой вклад. Потому что это обязывает к жизни. Мы после смерти маэстро полгода жили с мамой – она не хотела оставаться одна. У нас тогда была весёлая компания: четыре человека и две собаки. Собачки, кстати, тоже скучать ей не давали. И Джесси (наша питомица), и серебристый карликовый пудель Габи – их с Виктором Павловичем любимица. Они души в ней не чаяли и избаловали страшно…

­– Ирина Павловна часто вспоминала маэстро?

­– Когда первый шок, первая боль от потери улеглись, разговоры о маэстро велись постоянно. И мама говорила о нём как о живом – как будто сейчас откроется дверь, и он выйдет из комнаты…

Она действительно была счастлива с Виктором Павловичем. Жаль, что так недолго – всего каких-то пять с небольшим лет…

Ддя справки

Виктор Павлович Дубровский – советский и российский дирижёр, основатель и первый руководитель Смоленского русского народного оркестра, который с 1995 года носит его имя.

Народный артист РСФСР, заслуженный артист Белорусской ССР.

Виктор Дубровский родился 10 декабря 1927 года в Воронеже. В 1944 году с отличием окончил Центральную музыкальную школу-десятилетку в Москве.

Позже дважды с отличием оканчивал Московскую государственную консерваторию. В 1949 году – оркестровый факультет (класс профессора Льва Цейтлина), а в 1953-м  – дирижёрский (класс Лео Гинзбурга).

Будучи ещё студентом четвёртого курса, Дубровский был принят по конкурсу дирижёром-ассистентом в Государственный симфонический оркестр СССР.

С 1956 года – художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Белорусской ССР в Минске.

С 1962 года Виктор Дубровский в течение 15 лет был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического русского народного оркестра имени Осипова в Москве. Под его руководством коллектив совершал большие гастрольные поездки, в том числе в США, Канаду, Великобританию, Германию, Японию, Францию, Австралию.

Более десяти лет Дубровский параллельно преподавал дирижирование в Белорусской государственной консерватории и Московском государственном институте культуры.

Маэстро сделал большое количество записей симфонической и народной музыки, которые транслировались на Всесоюзном радио и Центральном телевидении. Много сотрудничал с выдающимися советскими музыкантами Святославом Рихтером, Эмилем Гилельсом, Мстиславом Ростроповичем, Даниилом Шафраном, Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом.

В 1968 году в Гамбурге награждён «Золотым диском» за вклад в развитие симфонической и народной музыки.

В 1988 году Дубровский создал первый в Смоленской области профессиональный оркестр русских народных инструментов, который стал одним из лучших в СССР.

С 1991 года параллельно возглавил Государственный академический оркестр Белоруссии.

Всего за 45 лет активной творческой деятельности Виктор Дубровский со своими оркестрами побывал на гастролях более чем в 50 странах мира и дал около 2500 концертов.

Скончался 17 октября 1994 года. Похоронен на Братском кладбище Смоленска.

Фото: из семейного архива Ольги Гурковой

 

Ольга Суркова

Девяносто лет со дня рождения создателя Смоленского оркестра народных инструментов Виктора Дубровского отметили в областном центре.
11.12.2017 ГТРК Смоленск
Зимняя ярмарка в центре Смоленска продолжает свою работу - О чём Говорит СмоленскДо самых проводов холодной поры Смоленск, 23 января . О возобновлении работы ярмарочных домиков на ул.
23.01.2018 О чём Говорит Смоленск
Сергей Неверов возглавил попечительский совет РВИО в Смоленске и области - О чём Говорит СмоленскДепутат Госдумы от Смоленщины обозначил приоритет — восстановить крепостную стену Смоленск, 23 января .
23.01.2018 О чём Говорит Смоленск
Отец и дочь – художники представили работы на суд смолян - ГТРК СмоленскПалитра красок и поиск новых выразительных средств. КВЦ имени Тенишевых приглашает на выставку живописных произведений заслуженного художника России Евгения Дроздова и его дочери Алёны Дроздовой.
23.01.2018 ГТРК Смоленск
«Союзмультфильм представляет!». Ко Дню детского кино - Департамент по культуре 18 января сотрудник Смоленской областной библиотеки для детей и молодёжи имени И.С.
23.01.2018 Департамент по культуре
День поэта - Департамент по культуре19 января, в день рождения М.В. Исаковского, в Смоленской областной библиотеке для детей и молодёжи имени И.С.
23.01.2018 Департамент по культуре
Увидеть мир глазами художника - Администрация Кардымовского района23 января ученики 1 и 2 классов художественного отделения Кардымовской детской школы искусств вместе с преподавателем Верой Яковлевой посетили выставку картин художника Владимира Жукова,
23.01.2018 Администрация Кардымовского района
В области появился дом Бабы-Яги - Смоленск 2.0Жители Рославля опубликовали в социальных сетях фотографию домика, который был построен из сухого дерева.
23.01.2018 Смоленск 2.0
24 и 25 января в Смоленской области в рамках реализации регионального партийного проекта «Связь поколений» состоится второй семинар для руководителей общественных патриотических музеев.
23.01.2018 МК-Смоленск
Россияне выбрали первого космонавта и смолянина русским кумиром XX века - О чём Говорит СмоленскС каждым годом процент поддержавших Юрия Гагарина растёт Смоленск, 23 января .
23.01.2018 О чём Говорит Смоленск
На Смоленщине создатель уникального музея Сергея Есенина отмечает 85-летие - Смоленская народная газетаВ Смоленской области в Вязьме находится необычный музей поэта Сергея Есенина.
23.01.2018 Смоленская народная газета
Следственный комитет проверяет правдивость обвинений в коррупции в адрес смоленского чиновника - Смоленская газетаСтарший помощник руководителя СУ СК РФ по Смоленской области Наталья Зуева сообщила о том, что в областном центре начата доследственная проверка по обращению работников «Автоколонны», размещенному в средствах массовой информации.
23.01.2018 Смоленская газета
Два браконьера ответят за незаконную охоту - Смоленск 2.0Мужчины пристрелили трехлетнюю самку благородного оленя. В Вяземском районе подсудимым вынесли приговор.
23.01.2018 Смоленск 2.0
Смоленский диджей проникается "романтикой" СИЗО - Смоленск 2.0Илья Комаров, которого несколько недель назад задержали за наркотики, выложил на своей странице письмо, написанное от руки.
23.01.2018 Смоленск 2.0
Массовая авария произошла возле СИЗО в Смоленске - О чём Говорит Смоленск
Массовая авария произошла возле СИЗО в Смоленске
Внедорожник устроил «веселый вечерок» Смоленск, 22 января . Три автомобиля получили повреждения в результате вечернего ДТП на улице Гагарина в Смоленске.
О чём Говорит Смоленск
По квартирам смолян ходят мошенники под видом сотрудников «Горводоканала» - О чём Говорит Смоленск
По квартирам смолян ходят мошенники под видом сотрудников «Горводоканала»
Они предлагают приобрести фильтры для очистки воды или рвутся проверить счетчики По квартирам смолян ходят мошенники под видом сотрудников «Горводоканала».
О чём Говорит Смоленск
Под Смоленском «черный копатель» продавал оружие «закладками» - О чём Говорит Смоленск
Под Смоленском «черный копатель» продавал оружие «закладками»
Опасные находки и признания хранившего стволы, патроны и взрывчатку — на оперативном видео Смоленск, 23 января .
О чём Говорит Смоленск
Надежный причал для дружной семьи - Администрация Рославльского районаВ первые дни нового года хочется вспоминать о приятных знакомствах и хороших людях, с которыми свела судьба.
24.01.2018 Администрация Рославльского района
В Смоленской области для Бабы-Яги построили дом - Молодежь СмоленщиныВ социальных сетях жители Рославля выложили фотографию сказочного домика, сооруженного из сухого дерева.
23.01.2018 Молодежь Смоленщины
Этнографический праздник "Святки. В гостях у Купчихи" прошел с 11 по 19 января в десногорском историко-краеведческом музее, об этом сообщили организаторы.
24.01.2018 SmolNews.Ru
Сергей Неверов возглавил попечительский совет РВИО в Смоленске и области - О чём Говорит Смоленск
Сергей Неверов возглавил попечительский совет РВИО в Смоленске и области
Депутат Госдумы от Смоленщины обозначил приоритет — восстановить крепостную стену Смоленск, 23 января .
О чём Говорит Смоленск
Россияне выбрали первого космонавта и смолянина русским кумиром XX века - О чём Говорит Смоленск
Россияне выбрали первого космонавта и смолянина русским кумиром XX века
С каждым годом процент поддержавших Юрия Гагарина растёт Смоленск, 23 января .
О чём Говорит Смоленск
Под Смоленском в парке соорудили дом для Бабы-Яги - О чём Говорит Смоленск
Под Смоленском в парке соорудили дом для Бабы-Яги
Прямо в засохшем дереве Смоленск, 23 января . Новая достопримечательность появилась в городском парке Рославля.
О чём Говорит Смоленск
Под Смоленском мужчина и женщина ограбили пенсионерку - О чём Говорит Смоленск84-летняя смолянка среди бела дня осталась без сумки с деньгами Смоленск, 23 января .
23.01.2018 О чём Говорит Смоленск
Трамвай, пропагандирующий правила дорожного движения, появился на улицах Смоленска - ГИБДДТрамвай, на бортах которого размещена социальная реклама по безопасности дорожного движения, вышел на маршрут по инициативе Смоленской Госавтоинспекции во взаимодействии с муниципальным трамвайно-троллейбусным предприятием.
23.01.2018 ГИБДД
В Смоленске Следственный комитет проверит обращение работников «Автоколонны» - О чём Говорит СмоленскТе рассказали о якобы коррупции в стенах администрации города Смоленск, 23 января .
23.01.2018 О чём Говорит Смоленск
Под Смоленском мужчина и женщина ограбили пенсионерку - О чём Говорит Смоленск
Под Смоленском мужчина и женщина ограбили пенсионерку
84-летняя смолянка среди бела дня осталась без сумки с деньгами Смоленск, 23 января .
О чём Говорит Смоленск
Преимущества просмотров хоккейных матчей онлайн - О чём Говорит Смоленск
Преимущества просмотров хоккейных матчей онлайн
Просмотр хоккейных матчей онлайн — возможность не пропустить интересные события Хоккей — это интереснейшая динамичная игра.
О чём Говорит Смоленск
Смолян предупреждают о сбоях в онлайн-расписании движения трамваев - О чём Говорит Смоленск
Смолян предупреждают о сбоях в онлайн-расписании движения трамваев
Электротранспорт можно не увидеть в «Яндекс-транспорте» и «Bus67.ru» По сообщению МУТТП, движение трамваев в сервисах «Яндекс-Транспорт» и «Bus67.ru» в ближайшие дни может быть некорректным.
О чём Говорит Смоленск
В Смоленской области стали производить больше мяса - Смоленская газетаПо информации пресс-службы администрации региона, по итогам 2017 года валовое производство мяса всех видов скота и птицы в области составило 85,5 тысячи тонн.
23.01.2018 Смоленская газета
В сети появилась оперативная съемка задержания наркодилера в Смоленске - О чём Говорит СмоленскКокаин, экстази и многое другое он хранил в арендованном гараже Смоленск, 23 января .
23.01.2018 О чём Говорит Смоленск
В Смоленске обсудили планы по формированию комфортной городской среды - О чём Говорит СмоленскОкончательные дизайн-проекты по благоустройству скверов и парков выберут жители муниципалитетов в ходе голосования,
23.01.2018 О чём Говорит Смоленск
Фабрика «Шарм» восстанавливает производственную деятельность в Смоленской области - Смоленская газетаФабрика «Шарм» уже в феврале может выйти на показатели производственной мощности, зафиксированные в июле 2017 года.
23.01.2018 Смоленская газета
Вторая партия зубров обретет свободу в «Смоленском Поозерье» - ГТРК СмоленскВ конце февраля в «Смоленском Поозерье» выпустят на волю вторую партию зубров.
23.01.2018 ГТРК Смоленск