Последняя любовь маэстро. О Викторе Дубровском за пределами сцены

Фото: smolgazeta.ru

10 декабря исполняется 90 лет со дня рождения Виктора Павловича Дубровского, имя которого носит созданный им почти тридцать лет назад Смоленский русский народный оркестр. В этот вечер на сцене КДЦ «Губернский» пройдёт юбилейный концерт, посвящённый памяти маэстро. В честь знаменитого дирижёра будет звучать музыка Россини, Мусоргского, Глинки, Шнитке, Лядова…

Дубровский не был смолянином по рождению – здесь прошли лишь несколько последних лет его жизни. Лет, полных творчества и музыки, без которых маэстро и жизни-то не представлял. Лет, освещённых и освящённых последней любовью, подаренной ему судьбой именно в Смоленске. Именно об этом – наш разговор с дочерью жены дирижёра Ирины Бартош Ольгой Гурковой.

  Случайная встреча

Ирина Бартош и Виктор Дубровский познакомились случайно – в музыкальном училище. И чем-то сразу друг друга зацепили настолько, что общение захотелось продолжить. Стали встречаться вечерами, выгуливая собаку Ирины – пуделя Джаню.

­– Джаня как-то сразу полюбил маэстро. Постоянно смотрел на него преданными глазами. Мама даже говорила ему: «Джаня, ты предатель – любишь Виктора Павловича больше, чем меня. Хотя со мной прожил всю жизнь…»

Позже маэстро переехал из гостиницы «Россия» к Ирине Павловне. А 26 мая 1989 года, в её день рождения, они обвенчались в Успенском соборе Смоленска.

­– На венчании настоял Виктор Павлович. Он долго уговаривал маму – она упиралась, но из любви к нему всё-таки согласилась. Помню, как я с маленьким сынишкой в коляске подъехала к концу обряда, чтобы их поздравить, а маэстро, увидев нас, всплеснул своими красивыми руками и говорит: «Видишь, какие чудеса господь делает: не успели обвенчаться, а вот и младенчик!»

Для Дубровского это был четвёртый брак, для Бартош – третий. Но оба не раз признавались близким, что наконец нашли то самое заветное, что бывает только однажды…

Магия общения

- Ольга, а вы помните свои первые впечатления от знакомства с Виктором Павловичем?

­– Помню. И вначале у меня было не то что отторжение, но какое-то непонимание, что мама могла найти в этом старце. У них ведь довольно большая разница в возрасте была – 14 лет. Однако стоило нам пообщаться, как я тут же попала под обаяние его личности. Он оказался очень интересным человеком, открытым, очень искренним…

­– А я слышала, что многие, наоборот, говорили о закрытости маэстро, о том, что он открывается только перед очень близкими людьми…

­– Возможно. Но у нас всё получилось именно так. Он сразу принял всю нашу семейку: и меня, и мужа, и нашего сынишку – как своих. И мы друг к другу всегда очень хорошо относились.

Что мне особенно импонировало в маэстро – с ним можно было спорить. В нём не было никакой чванливости или забронзовелости, никакого взгляда сверху вниз. Он был очень азартный человек, темпераментный и в сердцах мог даже крикнуть. Но если понимал, что не прав, всегда извинялся. Поэтому мне с ним просто было. И можно, и нужно было разговаривать.

­– На какие темы?

­– Да обычные, житейские – никаких особенно высоких тем мы не поднимали…

Хотя помню, что он очень часто цитировал не знаю чьё высказывание: «Дирижирование – это магия, и не надо бояться этого слова». Так вот его магия была не только в профессии, но и в общении с близкими людьми – он буквально завораживал.

В любых домашних застольях маэстро был душой компании. У него было прекрасное чувство юмора. Он рассказывал анекдоты, произносил какие-то тосты – и всё это ярко, искромётно, всегда к месту.

А позже, уже насытившись, из-за обеденного стола все перемещались в гостиную – к инструменту. У нас было пианино, и Виктор Павлович с мамой играли в четыре руки или по очереди, сменяя друг друга. Мы пели романсы, плясали – чувствую, соседи тогда от нас немало натерпелись…

Музыка в голове

Будучи невероятно гармоничным на сцене или в компании с близкими людьми, в тривиальных бытовых ситуациях Дубровский часто оказывался абсолютно беспомощным.

­– Когда он брался сам себе что-то приготовить ­  яичницу поджарить или кофе сварить, – всё заканчивалось полным крахом: яичница сгорала до угольков, а кофе из турки выбегал на плиту. Хорошо ещё, что до пожара не доходило. Просто маэстро был весь в музыке. И если какая-то идея пришла, в голове что-то зазвучало, он забывал обо всём – бежал записывать или слушать.

Работал Дубровский постоянно: и с партитурами, и с записями. Ставил пластинку на проигрыватель, слушал и сам себе дирижировал, делая какие-то пометки в нотах.

­– Мама часто говорила ему: «Кися (они оба так друг друга называли), ну что ты корпишь над партитурами – ты их все наизусть знаешь!» А он не мог иначе – у него какая-то внутренняя работа шла, не прекращаясь. И были такие забавные случаи нередко, когда мы сидим тихо-мирно за обеденным столом, беседуем о чём-то и вдруг маэстро взмахивает рукой и начинает дирижировать. Причём в руке у него что угодно могло оказаться в этот момент – та же куриная ножка. Он просто услышал музыку в голове – забыл, что ест, что люди вокруг… Для него это было абсолютно нормально. По-моему, он постоянно что-то проигрывал в голове…

Конечно, весь быт взяла на себя жена. Накормить-напоить любимого, проследить, чтобы концертный фрак был в порядке, манишка расправлена и бабочка на месте… Ирина Павловна добровольно приняла эти обязанности, и они не были ей в тягость.

Союз равных

­– Вообще это была не только история любви между мужчиной и женщиной. Это был союз двух ярких музыкантов, которые, что называется, смотрели в одну сторону. И это, безусловно, сыграло огромную роль в их отношениях.

Они постоянно были вместе: и на работе, и дома. Можно сказать, практически ни на минуту не расставались. Мама как-то призналась мне: «Знаешь, я живу с ним так, как всегда хотела жить. Мне не надо напрягаться и делать вид – я чувствую себя абсолютно свободной». Они сошлись душами, характерами – наверное, это главное.

­– Но ведь Ирина Бартош – не просто домохозяйка. Женщина, состоявшаяся в профессии и как пианист, и как концертмейстер. Насколько ей было сложно уйти в тень маэстро?

­– Абсолютно не сложно. Более того – это был её выбор. Ей и в профессии всегда было интересно работать не сольно, а с кем-то. Привлекал сам процесс взаимодействия с инструменталистом или вокалистом, поэтому она и ушла в концертмейстерство.

И в их отношениях с Виктором Павловичем, я думаю, тоже такой тандем возник. Так что с её стороны это не было каким-то отречением и необходимостью наступать на горло собственной песне. Наоборот – она всё время была рядом с маэстро ­и дома, и на выступлениях, и на репетициях: сидела в зале, слушала, что-то подсказывала, советовала…

­– Я не раз слышала, как журналисты цитировали фразу Виктора Павловича о том, что он не уедет из Смоленска, потому что здесь у него любимая работа, жена и собака. Приоритеты именно в такой последовательности им расставлялись?

­– Да. Работа, безусловно, была на первом месте.

Кстати, насчёт уехать из Смоленска – его очень звали в Минск, где он постоянно сотрудничал с местным симфоническим оркестром. И мама очень хотела переехать туда. Но маэстро не соглашался ни в какую. И дело было, наверное, даже не в «работе, жене, собаке» –­ просто он очень комфортно чувствовал себя в Смоленске, хотя не очень долго здесь и прожил.

В эйфории

­– Он вспоминал что-то о жизни до Смоленска?

­– Конечно. Мне особенно запомнилось, как он рассказывал о выступлении с оркестром имени Осипова в Карнеги-холле. Когда зал был полон мужчинами в смокингах и дамами в бриллиантах и вечерних платьях, а для нашего посольского корпуса вдоль кулис на сцене поставили стулья, поскольку больше мест нигде не было.

«Сначала публика приняла нас настороженно, – рассказывал Виктор Павлович. – А потом мы их так раскочегарили, что в конце концерта эти дамы в бриллиантах влезали с ногами на стулья и от восторга свистели, закладывая пальцы в рот».

То есть там была совершеннейшая эйфория. И после выступления какой-то наш дипломат подошёл к маэстро и признался, что один такой концерт стоит года их работы.

Могу сказать, что мои впечатления от выступления Виктора Павловича со Смоленским оркестром были не менее яркими. Хотя я долго не хотела идти, думая: какой-то народный оркестр, какие-то «трень-брень гусельки» ­ что там может быть интересного?!

Но мама меня всё-таки убедила, и я, подкатив коляску с сыном к филармонии к началу второго отделения, передала ребёнка маме, а сама поднялась в зал. И это словами не передать, что я тогда испытала! Музыка была не просто вокруг – она проникала внутрь и как-то фонтанировала оттуда, приводя меня в полный восторг: лились слёзы, перехватывало дыхание. Я не помню сейчас репертуара, но само впечатление от концерта было совершенно потрясающим. Когда я вышла из зала, у меня было ощущение, что я ногами земли не касаюсь, что я где-то над – как бывает в детских снах, когда летишь. И вот так я летела с этого концерта. А после, конечно, уже не упускала возможности побывать на любом выступлении маэстро…

Послесловие к счастью

­– Ольга, как Ирина Павловна пережила смерть любимого человека?

­– Очень тяжело.

­– А что ей помогло справиться с горем?

­– Прежде всего внутренний стержень – это безусловно. Потому что она ведь не на пуховых перинах всю жизнь провела – было на что опереться внутри себя.

И, наверное, наличие маленького внука тоже внесло свой вклад. Потому что это обязывает к жизни. Мы после смерти маэстро полгода жили с мамой – она не хотела оставаться одна. У нас тогда была весёлая компания: четыре человека и две собаки. Собачки, кстати, тоже скучать ей не давали. И Джесси (наша питомица), и серебристый карликовый пудель Габи – их с Виктором Павловичем любимица. Они души в ней не чаяли и избаловали страшно…

­– Ирина Павловна часто вспоминала маэстро?

­– Когда первый шок, первая боль от потери улеглись, разговоры о маэстро велись постоянно. И мама говорила о нём как о живом – как будто сейчас откроется дверь, и он выйдет из комнаты…

Она действительно была счастлива с Виктором Павловичем. Жаль, что так недолго – всего каких-то пять с небольшим лет…

Ддя справки

Виктор Павлович Дубровский – советский и российский дирижёр, основатель и первый руководитель Смоленского русского народного оркестра, который с 1995 года носит его имя.

Народный артист РСФСР, заслуженный артист Белорусской ССР.

Виктор Дубровский родился 10 декабря 1927 года в Воронеже. В 1944 году с отличием окончил Центральную музыкальную школу-десятилетку в Москве.

Позже дважды с отличием оканчивал Московскую государственную консерваторию. В 1949 году – оркестровый факультет (класс профессора Льва Цейтлина), а в 1953-м  – дирижёрский (класс Лео Гинзбурга).

Будучи ещё студентом четвёртого курса, Дубровский был принят по конкурсу дирижёром-ассистентом в Государственный симфонический оркестр СССР.

С 1956 года – художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Белорусской ССР в Минске.

С 1962 года Виктор Дубровский в течение 15 лет был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического русского народного оркестра имени Осипова в Москве. Под его руководством коллектив совершал большие гастрольные поездки, в том числе в США, Канаду, Великобританию, Германию, Японию, Францию, Австралию.

Более десяти лет Дубровский параллельно преподавал дирижирование в Белорусской государственной консерватории и Московском государственном институте культуры.

Маэстро сделал большое количество записей симфонической и народной музыки, которые транслировались на Всесоюзном радио и Центральном телевидении. Много сотрудничал с выдающимися советскими музыкантами Святославом Рихтером, Эмилем Гилельсом, Мстиславом Ростроповичем, Даниилом Шафраном, Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом.

В 1968 году в Гамбурге награждён «Золотым диском» за вклад в развитие симфонической и народной музыки.

В 1988 году Дубровский создал первый в Смоленской области профессиональный оркестр русских народных инструментов, который стал одним из лучших в СССР.

С 1991 года параллельно возглавил Государственный академический оркестр Белоруссии.

Всего за 45 лет активной творческой деятельности Виктор Дубровский со своими оркестрами побывал на гастролях более чем в 50 странах мира и дал около 2500 концертов.

Скончался 17 октября 1994 года. Похоронен на Братском кладбище Смоленска.

Фото: из семейного архива Ольги Гурковой

 

Ольга Суркова

 
По теме
Межрегиональная передвижная выставка «Живописная Россия»в Смоленске - Смоленские новости На этой выставке зрителей ждет нескончаемый поток открытий. Более 100 живописных полотен экспозиции отображают не только многообразие точек зрения на изобразительное искусство,
15.10.2018
 
Художественной школе – 55! - Департамент по культуре 11 октября в галерее «4-й этаж» открылась выставка, приуроченная к 55-летнему юбилею Детской художественной школы им.
15.10.2018
 
 
Акция "Семейные выходные" - КВЦ им.Тенишевых 13 октября 2018 года в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых прошла очередная акция "Семейные выходные".
15.10.2018
Сотрудники управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Смоленской области получили оперативную информацию о готовящемся сбыте наркотических средств на территории областного центра.
15.10.2018 Смоленские новости
Художественной школе – 55! - Департамент по культуре 11 октября в галерее «4-й этаж» открылась выставка, приуроченная к 55-летнему юбилею Детской художественной школы им.
15.10.2018 Департамент по культуре
Акция "Семейные выходные" - КВЦ им.Тенишевых 13 октября 2018 года в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых прошла очередная акция "Семейные выходные".
15.10.2018 КВЦ им.Тенишевых
На этой выставке зрителей ждет нескончаемый поток открытий. Более 100 живописных полотен экспозиции отображают не только многообразие точек зрения на изобразительное искусство,
15.10.2018 Смоленские новости
dnepr-smolensk - Смоленские новости 13 октября, в заключительном матче первого круга Олимп — Первенства России по футболу среди команд клубов ПФЛ сезона 2018/2019 годов смоленский «Днепр» в столице нашей Родины крупно проиграл (1:4) местному футбольному кл
15.10.2018 Смоленские новости
1.jpg - УМВД Смоленской области Сотрудники управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Смоленской области получили оперативную информацию о готовящемся сбыте наркотических средств на территории областного центра.
15.10.2018 УМВД Смоленской области
За минувшую неделю в регионе сотрудниками полиции в ходе профилактических рейдов пресечено 229 правонарушений, связанных с потреблением алкогольной продукции в общественных местах.
15.10.2018 УМВД Смоленской области
Женщина получила серьезные телесные повреждения Смоленск, 15 октября . В воскресенье, 14 октября, на трассе Москва-Минск в Смоленском районе произошла авария, в которой получила травмы 33-летняя женщина.
15.10.2018 О чём Говорит Смоленск