«Крым». Первый блин комом?

«Крым». Первый блин комом?
Фото: www.rabochy-put.ru

В конце сентября на российский экран вышла долгожданная премьера драмы Алексея Пиманова «Крым». Вопреки ожиданиям, зрители приняли картину более чем прохладно. Восприятию фильма не смогли помочь ни завораживающая картинка природы полуострова, играющая на руку оператору, ни деятельное вмешательство силовиков – «Крым» снят при поддержке Министерства Обороны РФ, ни упор на реальные события и факты, на основе которых и был снят проект Пиманова.   

Судя по всему, зритель ожидал увидеть другое. Его волновало БОЛЬШЕЕ: художественное осмысление причин и предпосылок трагедии, разломившей славянский «материк» на две враждующие стороны. Но уж никак не «мыльную оперу» в шекспировском стиле о двух враждующих в государственных масштабах кланах, где «друг друга любят дети главарей, но им судьба подстраивает козни».

Киноверсия Пиманова «Крымской весны» сработана на уровне… беспомощной школьной самодеятельности, снята «шершавым языком плаката». Быть может, даже с применением неизбежных пропагандистских штампов, от которых режиссеру хотелось уйти. Главная задача – не разжигать межнациональную рознь, ни коим образом не касаться национального вопроса «никогда мы не будем братьями».

Алексей Пиманов старательно вышибает слезу у зрителя, снимая не драму – мелодраму с элементами боевика. Поверхностно, без погружения в суть страшных событий и подковерных игр большой геополитики, превращенной в чудовищный фарс на украинском майдане «печеньками» госпожи Нуланд. «Печеньки» и кордебалет «Кто не скачет, тот москаль», замаскировавшие многолетнюю деятельность спецслужб, действующих по отработанному сценарию. Режиссер корректно уходит от ответа на острые и болезненные вопросы: зачем, и с какой целью украинский молодняк вышел на Майдан, – в пимановском «Крыме» неизвестно.

Что спровоцировало государственный переворот? Важный для осознания происходящего на экране вопрос повисает в воздухе. Реперные точки «Путин», «Янукович», «Порошенко», «нацисты», «бандеровцы» и НАТО – их нет. Есть любовная интрижка молодых людей – журналистки из Киева Алены (Евгения Лапова) и бывшего морпеха Саши (Роман Курцын). Двадцатилетние «успехи» проводимой Штатами разрушительной операции на Украине остаются за кадром. Напрасно задаваться вопросом, откуда в стране, в которую я приезжала ежегодно на протяжении десяти лет и видела усиливавшиеся с каждым годом метастазы фашизма, которые пробивались сквозь сообщения теленовостей и растущую разобщенность обнищавшего народа, выраженную в надписях на стенах домов «Москали, геть!», неожиданно возникает Майдан. У Пиманова события на Майдане – повторюсь, - своего рода спонтанный флешмоб.

В кадре - застреленный снайпером пианист, брошенный в сотрудника «Беркута» «коктейль Молотова» и всеобщий бессмысленный хаос, охвативший участников то ли революционного восстания, то ли недовольного неизвестно чем молодежного флэшмоба. Бессмысленность, хаотичность событий и безыдейность – основные отличительные черты драмы «Крым».

Напрасно искать в «Крыме» упоминания о меджлисовцах, о русских, сохранявших свою аутентичность на полуострове хотя бы игнорированием надписей и вывесок на Великой и могучей «мове». Крым – красивая картинка. Заповедник райского счастья, который каким-то чудом нежданно-негаданно вновь вернулся в объятия России.

В безмятежном «Крыму» волшебные красоты здешней природы нивелируют предчувствие грядущего ужаса гражданской войны. Все еще впереди - разодранные в клочья дети Донбасса; история 159 изнасилованных, зверски убитых и сброшенных в шурф женщин, о которых докладывал боец с позывным «Гоги»; наконец, защитники Дома профсоюзов в Одессе и распятые на крестах «беркутовцы»…

К счастью, до окончательно пошлой конъюнктуры создателям картины скатиться не удалось, и слава Богу! Если быть объективными до конца, в «Крыме» нашлось место не только дивным крымским пейзажам и жаркому слиянию влюбленных и юных тел, снятому красиво и клипово. Русский имеет право любить украинку, - именно так показано воссоединение братских народов, над которыми политики не властны. Здесь есть и страшные кадры расправы бандеровцев над людьми, едущими на автобусах в Севастополь. В засаду попадает Саша и его друг журналист, которого зверски забивают прикладами. Нерв картины держит и прибытие поезда с боевиками в Симферополь. Пожалуй, это самый сильный момент картины, тонущей в вязкой неопределенности слабого сценария и режиссуры, балансирующей на грани откровенной агитки.

И – «полет валькирий» - российские вертолеты, спешащие на подмогу Вежливым людям – защитникам Крыма, которые выполняли функцию миротворцев. Хотя именно этот момент вызвал критику у людей в погонах. Военная техника, пересекающая воздушное пространство другого государства, не признавшего результатов референдума, – это ли не откровенное развязывание военных действий? Впрочем, съемки «Крыма» проходили под патронажем Минобороны России, с режиссера и взятки гладки!

Уйти от плакатной пропаганды помогает любовь и попытка рассказать журналисткой Аленой историю героической обороны некоего православного государства Феодоро... И все-таки жаль, что первый фильм, рассказывающий о недавних событиях в Крыму, оказался столь творчески слабым и беспомощным. Первый блин комом… Осторожный такой блинчик, вежливый.

Пепел сожженных в Доме профсоюзов людей - наших братьев, славян, стучит в наши сердца, словно пепел Клааса. Там, в Одессе, если помните, тоже были свои Ромео и Джульетта - парень и девушка, которым безжалостно свернули шеи. Их так и нашли на лестничной клетке друг подле друга. Вот где впору Шекспиру расплакаться, а сильному режиссеру снять фильм!

11 октября, в последний день показа драмы «Крым» в зале «Современника» было очень молодежи. Подумалось: уж не насильно согнали? Да нет: просто пришли посмотреть – о картине много говорят, хочется иметь собственное суждение.

У каждого «Крым» свой. Кому - слезы, кому – разочарование. Сколько людей, столько и мнений.         


Автор: Анастасия Петракова
 
По теме
Артист почти не раскрывает свою личную жизнь, уже давно ходят слухи о его романе с коллегой по сцене, но сам исполнитель так и не подтвердил официально догадки поклонников.
Предложение о включении творчества певца ШАМАНа в учебники по истории для школьной программы обучения было направлено министру просвещения РФ организацией «Ветераны России».