Детоводительство ко Христу

Иерей Дионисий Комчихин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Александровской епархии, Владимирская область :


– Все мы помним, что символом педагогики является пеликан, который также олицетворяет один из символов Христа. Истинный Учитель – Христос, Который должен быть примером для нас. В переводе с греческого педагог – значит «детоводитель», раб, ведущий ребенка в школу. В нашем случае педагог – это раб Божий, так как православная педагогика рассматривают миссию воспитателя, учителя как детоводительство ко Христу. Но для того, чтобы вести за собой, педагогу необходимо знать путь, который он проделает ВМЕСТЕ с учеником. Только если человек сам находится в контексте той или иной культуры, он способен передать ее ребенку.

В области преподавания дисциплин духовно-нравственного цикла много проблем и нерешенных вопросов. Иногда ОПК преподают «случайные» люди, которые берутся вести предмет исходя из какой-то иной мотивации: «предложили вести, нельзя было отказаться», привлекает доплата за дополнительные часы. Есть, наоборот, педагоги воцерковленные, глубоко верующие, но профессиональной компетентности в области ОПК, им не хватает. При этом область у нас очень важная: мы формируем мировоззрение ребенка.

Конечно, нам должен помогать Господь. Молитвенный труд здесь не умаляется. Без Бога невозможно сделать ничего, тем более такого важного дела, как формирование мировоззрения ребенка. Мы должны обратиться к Тому, Кто дает нам все, и, глядя на Него, выстраивать свое учительство. Но необходимо профессиональное образование — без элементарных богословских знаний предметы религиоведческого и культурологического курса вести весьма сложно. Поэтому, чтобы помочь учителям, мы создали объединение православных педагогов. Мы думаем, что Церковь должна знать педагогов, которые ходят в храм, чтобы помогать им, работать с ними. И когда педагоги объединяются, слушают богословские лекции, общаются между собой, совершают паломнические поездки, они через все это приобретают необходимый опыт.

Религия радости

– Отец Дионисий, как Вы считаете, можно ли опыт Владимирской митрополии в области работы с педагогами и со школьниками повторить в другом регионе?

– Повторить в точности нельзя, все равно что-то будет отличаться. Здесь все завязано на личности – педагога, священника. Нужен человек, который располагает к себе. Нужно, чтобы в школу пришел такой священник, который может показать, что Православие – это религия радости.

– Какие качества необходимы такому человеку?

– У каждого есть свой дар, данный Богом. У такого священника должен быть дар миссионерский, дар понимания. Самое сложное и ответственное – это разговор на богословские темы с маленькими детьми (детский сад, младшие школьники). У меня самого маленькие дети. Когда я иду к старшим школьникам, могу не готовиться. Иду к младшим – готовлюсь обязательно.

Священнику и преподавателю духовно-нравственных дисциплин важно уметь говорить на языке собеседника. У каждого человека есть грань между своими и чужими, с этим тесно связана степень доверия собеседнику, так вот – нужно быть своим. Поэтому мне приходится смотреть фильмы и слушать музыку, совсем мне неблизкую, даже знакомиться с какими-то вещами, которые мне неприятны. Но если я иду, скажем, к подросткам, то должен говорить на их языке, быть в контексте их культуры, чтобы обсуждать их проблемное поле.

– В Вашем докладе прозвучало, что педагог, ведущий духовно-нравственные дисциплины, должен и выглядеть адекватно. Что вы имели в виду: учительница в длинной юбке и платке, учитель с бородой, как у батюшки?

– Не совсем так. Просто педагог должен работать над собой, чтобы быть примером для детей во всем, даже в таких, казалось бы, мелочах, как внешний вид и стиль одежды. Поэтому я говорю, что преподаватель ОПК должен выглядеть адекватно. Особенно это важно, когда мы имеем в виду младших школьников, для которых уважаемый взрослый – образец для подражания во всем. ОРКСЭ в начальной школе проецируется через учителя. Думаю, весьма сложно учительнице в брюках раскрыть образ Богородицы – дети начинают сравнивать Марью Ивановну и Богоматерь. Дресс-код имеет огромное значение – так и считают и психологи. У нас есть православный психолог, с которым мы консультируемся, и который очень помогает в работе, и здесь он с нами солидарен.

Но мы не требуем от всех женщин-педагогов, пришедших на курсы по ОПК, срочно переодеться в юбки и повязать платки, а от мужчин – вырастить бороды. Ретроградства быть не должно. Есть заповеди, которые нельзя нарушать, а есть традиции, и они иногда нарушаются.

– Как складываются отношения у педагогов с родителями школьников? Есть ли ощущение, что вы вместе делаете общее дело?

– В идеале, дети, учителя, родители должны двигаться вместе по одному пути. На деле очень часто бывает так, что родители просто приводят ребенка в школу, считая, что воспитывать их чадо должны педагоги. Современные родители так много работают, что у них нет времени на общение с ребенком, они стараются компенсировать это какими-то материальными вещами. Идет родительское собрание, я прошу: «Поднимите руки те, у кого телефон дороже, чем у ребенка». Таких единицы. Тем временем психологи все чаще диагностируют у детей состояние депривации – острого недостатка родительского внимания, общения с отцом и матерью. Поэтому мы работаем и с родителями, помогаем им выстроить отношения с детьми.

Несомненно, повышать нужно не только компетенции педагогов и воспитателей, но и родительские компетенции. Пока с этим связано много проблемных вопросов. Но мы должны говорить и об этом, а не только о победах (в том числе, и в рамках Образовательных чтений). А то получится как в анекдоте про письма из армии, когда бойцам разрешили писать о хорошем – синими, а о плохом красными чернилами. И вот солдат пишет «Все у нас хорошо, мама, только красных чернил нет».

Если говорить только о достижениях, невозможно двигаться вперед.

 
По теме
27 марта 2024 года, в рамках договора о сотрудничестве между Смоленской семинарией и Смоленским педагогическим колледжем, студенты Семинарии приняли участие в литературно-музыкальной гостиной Смоленского педагогического колледжа,
28 марта 2024 года в МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленска состоялось подписание плана сотрудничества между МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленска и приходом храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Районный конкурс “Воспитатель года” в г.Ярцево - Ярцевский благочиннический округ 28 марта 2024 года в зале заседаний Администрации Муниципального Образования Ярцевский район Смоленской области состоялась церемония награждения победителей Районного конкурса “Воспитатель года”,
Ярцевский благочиннический округ
В Богоявленском храме состоялся Совет атаманов СОКО ВКО ЦКВ - Смоленская епархия 23 марта 2024 года в Смоленске в соборном храме в честь Богоявления Господня под председательством атамана Анатолия Владимировича Миненкова состоялось заседание Совета атаманов Смоленского отдельского казачьего общества
Смоленская епархия
Митрополит Исидор принимает участие в совместном заседании Общего собрания членов Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) - Смоленская епархия 29 марта 2024 года в зале заседаний Ученого совета в Президентской академии РАНХиГС в Москве состоялось совместное заседание Общего собрания членов Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА).
Смоленская епархия
Вечерний пожар в Анастасино - МЧС Сообщение о пожаре в двухквартирном жилом доме в поселке Анастасино города Смоленска в службу спасения поступило около восьми часов вечера.
МЧС
Выставка – рекомендация «Профилактика острых кишечных инфекций». - Дорогобужская ЦБС Заражению ОКИ способствуют антисанитарные условия жизни, несоблюдение правил личной гигиены, употребление продуктов питания, хранившихся или готовившихся с нарушением санитарных правил.
Дорогобужская ЦБС
В Смоленске стартовал арт-проект "Глинка 220" - Город Смоленск  В честь 220-летия великого русского композитора Михаила Глинки Союз дизайнеров России предлагает желающим проявить свои таланты в создании уникальных артов!
Город Смоленск
В Вяземском районе сразу два Дома культуры обретут вторую жизнь - Единая Россия Всего в 2024 году в регионе благодаря проекту «Единой России» «Культура малой Родины» отремонтируют более 20 досуговых учреждений Совсем недавно завершился конкурс «Единой России» «Знаете, каким он парнем был!».
Единая Россия
VIII Клетновские чтения в Вязьме - Мой город Вязьма.Ru В Культурно-выставочном центре | МБУ «ВИЦ» 28 марта прошло открытие VIII Клетновских чтений "Древние города Смоленской земли и сопредельных территорий в контексте современности".
Мой город Вязьма.Ru