Иерей Дионисий Комчихин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Александровской епархии, Владимирская область :
– Все мы помним, что символом педагогики является пеликан, который также олицетворяет один из символов Христа. Истинный Учитель – Христос, Который должен быть примером для нас. В переводе с греческого педагог – значит «детоводитель», раб, ведущий ребенка в школу. В нашем случае педагог – это раб Божий, так как православная педагогика рассматривают миссию воспитателя, учителя как детоводительство ко Христу. Но для того, чтобы вести за собой, педагогу необходимо знать путь, который он проделает ВМЕСТЕ с учеником. Только если человек сам находится в контексте той или иной культуры, он способен передать ее ребенку.
В области преподавания дисциплин духовно-нравственного цикла много проблем и нерешенных вопросов. Иногда ОПК преподают «случайные» люди, которые берутся вести предмет исходя из какой-то иной мотивации: «предложили вести, нельзя было отказаться», привлекает доплата за дополнительные часы. Есть, наоборот, педагоги воцерковленные, глубоко верующие, но профессиональной компетентности в области ОПК, им не хватает. При этом область у нас очень важная: мы формируем мировоззрение ребенка.
Конечно, нам должен помогать Господь. Молитвенный труд здесь не умаляется. Без Бога невозможно сделать ничего, тем более такого важного дела, как формирование мировоззрения ребенка. Мы должны обратиться к Тому, Кто дает нам все, и, глядя на Него, выстраивать свое учительство. Но необходимо профессиональное образование — без элементарных богословских знаний предметы религиоведческого и культурологического курса вести весьма сложно. Поэтому, чтобы помочь учителям, мы создали объединение православных педагогов. Мы думаем, что Церковь должна знать педагогов, которые ходят в храм, чтобы помогать им, работать с ними. И когда педагоги объединяются, слушают богословские лекции, общаются между собой, совершают паломнические поездки, они через все это приобретают необходимый опыт.
Религия радости– Отец Дионисий, как Вы считаете, можно ли опыт Владимирской митрополии в области работы с педагогами и со школьниками повторить в другом регионе?
– Повторить в точности нельзя, все равно что-то будет отличаться. Здесь все завязано на личности – педагога, священника. Нужен человек, который располагает к себе. Нужно, чтобы в школу пришел такой священник, который может показать, что Православие – это религия радости.
– Какие качества необходимы такому человеку?
– У каждого есть свой дар, данный Богом. У такого священника должен быть дар миссионерский, дар понимания. Самое сложное и ответственное – это разговор на богословские темы с маленькими детьми (детский сад, младшие школьники). У меня самого маленькие дети. Когда я иду к старшим школьникам, могу не готовиться. Иду к младшим – готовлюсь обязательно.
Священнику и преподавателю духовно-нравственных дисциплин важно уметь говорить на языке собеседника. У каждого человека есть грань между своими и чужими, с этим тесно связана степень доверия собеседнику, так вот – нужно быть своим. Поэтому мне приходится смотреть фильмы и слушать музыку, совсем мне неблизкую, даже знакомиться с какими-то вещами, которые мне неприятны. Но если я иду, скажем, к подросткам, то должен говорить на их языке, быть в контексте их культуры, чтобы обсуждать их проблемное поле.
– В Вашем докладе прозвучало, что педагог, ведущий духовно-нравственные дисциплины, должен и выглядеть адекватно. Что вы имели в виду: учительница в длинной юбке и платке, учитель с бородой, как у батюшки?
– Не совсем так. Просто педагог должен работать над собой, чтобы быть примером для детей во всем, даже в таких, казалось бы, мелочах, как внешний вид и стиль одежды. Поэтому я говорю, что преподаватель ОПК должен выглядеть адекватно. Особенно это важно, когда мы имеем в виду младших школьников, для которых уважаемый взрослый – образец для подражания во всем. ОРКСЭ в начальной школе проецируется через учителя. Думаю, весьма сложно учительнице в брюках раскрыть образ Богородицы – дети начинают сравнивать Марью Ивановну и Богоматерь. Дресс-код имеет огромное значение – так и считают и психологи. У нас есть православный психолог, с которым мы консультируемся, и который очень помогает в работе, и здесь он с нами солидарен.
Но мы не требуем от всех женщин-педагогов, пришедших на курсы по ОПК, срочно переодеться в юбки и повязать платки, а от мужчин – вырастить бороды. Ретроградства быть не должно. Есть заповеди, которые нельзя нарушать, а есть традиции, и они иногда нарушаются.
– Как складываются отношения у педагогов с родителями школьников? Есть ли ощущение, что вы вместе делаете общее дело?
– В идеале, дети, учителя, родители должны двигаться вместе по одному пути. На деле очень часто бывает так, что родители просто приводят ребенка в школу, считая, что воспитывать их чадо должны педагоги. Современные родители так много работают, что у них нет времени на общение с ребенком, они стараются компенсировать это какими-то материальными вещами. Идет родительское собрание, я прошу: «Поднимите руки те, у кого телефон дороже, чем у ребенка». Таких единицы. Тем временем психологи все чаще диагностируют у детей состояние депривации – острого недостатка родительского внимания, общения с отцом и матерью. Поэтому мы работаем и с родителями, помогаем им выстроить отношения с детьми.
Несомненно, повышать нужно не только компетенции педагогов и воспитателей, но и родительские компетенции. Пока с этим связано много проблемных вопросов. Но мы должны говорить и об этом, а не только о победах (в том числе, и в рамках Образовательных чтений). А то получится как в анекдоте про письма из армии, когда бойцам разрешили писать о хорошем – синими, а о плохом красными чернилами. И вот солдат пишет «Все у нас хорошо, мама, только красных чернил нет».
Если говорить только о достижениях, невозможно двигаться вперед.