Апокалипсис любви

Апокалипсис любви
Фото: www.rabochy-put.ru

В российский прокат вышла кинематографическая притча Андрея Звягинцева «Нелюбовь».

Новую работу режиссера в Каннах оценили высоко, охарактеризовав фильм как «жестокую драму о «потерявшей душу стране». Именно так отозвалась западная пресса о «Нелюбви»,  удостоенной спецприза жюри Каннского фестиваля. Критики отмечают: история семьи в притче Звягинцева – предельно реалистичный и не лишенный метафор рассказ о стране, в которой любви места нет. «В «Нелюбви» Россия – это место, где семьи умирают», - убежден Эрик Кон. Стив Понд: «Как и «Левиафан», «Нелюбовь» - это беспощадный портрет эмоционально, этически и физически опустошенной страны». И, если детально исследовать фильмографию режиссера, начиная с «Возвращения» и «Изгнания», не только России, но и всего мира – Звягинцев, называя населенные пункты, намеренно не привязывает свои философские опусы к географической конкретике.
 Звягинцев не ставит перед собой задачи  снимать фильмы из разряда остросоциальных. Его в большей степени, как стороннего наблюдателя и художника, волнует процесс трагедии и распада отдельно взятой человеческой души в контексте погружающегося в беспросветную тьму общества.

Неважно, где находят пристанище действующие лица его последних картин - в Южном Тушино, Бирюлево, в Риме или приморском северном поселке. Они уже давно превратились в животных, замаскированных под мутировавших к «концу времен» разновидность homo sapiens, все помыслы которых вращаются вокруг «бабла». Смотрят ли они на мир из-за лобового стекла «Майбаха» или вскрывают банку с тушенкой, сидя на грязной кухне, они отравлены вирусом нелюбви к жизни как таковой. Так или иначе, но «Елену», «Левиафан» и «Нелюбовь» при недолгом логическом размышлении можно объединить в апокалиптическую трилогию духовного и психологического распада социума.

«Елена» (2011) - картина о разрушении животной любовью к своему потомству, которая, если не одухотворена, может привести к чудовищным последствиям. Деградации, деформационной компрессии сознания, которая в конечном итоге приводит к апокалипсису души!

Вирус нелюбви передается боязнью одиночества, патологической подменой настоящих чувств примитивным, животным сексом, который неизбежно приводит к появлению на свет ненужных детей. Этот вирус порожден рефлексионной «достоевщиной» под уютное, пустое мурлыканье телевизора, оттеняющее социальную катастрофу.

Критики пришли к единодушному выводу: впервые привязанная к конкретному топониму (Москве) «Елена» Звягинцева символизирует нашу родину, заботливо плодящую иждивенцев и инфантилов, не желающих что-либо менять в своей пустой, никчемной, по-кроличьи бессмысленной жизни. Именно из них формируются орды варваров, способных, приплясывая, выйти на русский «майдан» и в любой момент ворваться в наши жилища!

«Елена» родилась из предчувствия грядущего ужаса, коллапса, готового накрыть общество , - говорит Андрей Звягинцев. - Отчасти, это жест отчаяния, необходимый для того, чтобы докричаться до зрителя – смотрите, что с нами произойдет, если мы будем и дальше смотреть телевизионную жвачку, перестанем читать, видя единственный смысл жизни исключительно в деньгах! Когда деньги определяют нравственные ценности, человеческая жизнь превращается в жизнь животного. Тогда и жить незачем. Как много иждивенчества и скотства в человеческой природе! Человек – это усилие быть человеком. Скотиной жить легче. Спуститься вниз не составляет никакого труда».

В медитативно - мечтательной «Елене» за тишиной, в которой каждый шорох и звук подобен похоронному звону колокола, осязаемо и четко сквозит предупреждение обществу, разучившемуся любить ЧЕЛОВЕКА. Ближнего своего.

«Бабло», победившее в «Елене» добро, порождает «Левиафан».

«Левиафан» Звягинцева (2014) - мощнейшее художественное высказывание о политическом и мировоззренческом укладе не только современной России, но и мира в целом. Режиссер всегда говорит об общечеловеческих проблемах! В случае с «Левиафаном» - абсурдистским, метафорическим языком горестного гротеска, заставляющего рыдать от невыносимой сердечной боли. Духовный апокалипсис, предсказанный Звягинцевым в «Елене», уже наступил. Из недр сурового Баренцева моря действительно всплывает кит, но не библейский Левиафан, а чудовище, глубина алчной глотки которого сопоставима с морской пучиной. Это алчное чудище олицетворяют мэр города прибрежного и местная круговая порука, в которую включены не только силовые структуры, но и церковь. В «Левиафане» впервые в истории отечественного кино показана государственная власть, вскормленная беспределом 90-х и намертво сросшаяся с церковной. В центре повествования история русского Иова XXI века – героя Алексея Серебрякова, у которого идущий на выборы политик хочет насильственным, незаконным путем отнять землю предков.

Вот тут – то режиссер и задает мучительный вопрос, на который нет ответа: «Где же ты, бог милосердный?!» Это – крик души, а не заштампованное клише. В нем сконцентрировано вселенское отчаяние человека, раздавленного сильными мира сего. Где же он, этот всевидящий бог, который допускает тотальное уничтожение маленького человека, пытающегося отстоять правду? На земле несчастного Иова – Кольки, посаженного за «убийство» на 15 лет в душное левиафанье чрево, выстроена белая чайка-церковь. Вот зачем понадобилась его земля человеку, чьи руки по локоть в крови, - получить очередную индульгенцию и остаться при кормушке Власти.

«Все вопросы сегодня решаются с помощью денег, все продается и покупается. Даже жизнь человека. Зло торжествует, черт побери, и весь мир соткан из этой чудовищной материи!» - кричит вместе со своим героем и Андрей Звягинцев.

И вот, после монументального «Левиафана», Звягинцев в «Нелюбви» вновь возвращается к «мелкотравчатой» теме личных взаимоотношений москвичей Евгении (Марьяна Спивак) и Бориса (Алексей Розин), заключенных в тесную и душную камеру среднестатистической семьи. Звягинцев критикует сложившиеся в обществе стереотипы, унижает, втаптывает в грязь! Он говорит правду. Под пристальным взглядом режиссера, выпятившим на экране человеческие пороки, кривобокий и уродливый любовный «квадрат» Жени и Бориса распадается на глазах.

«Елена» - мать героев «Нелюбви», постапокалиптической притче о психологическом изнасиловании душ. Внешне благополучных современников, но внутренне опустошенных, изнуренных духовно бесплодным супружеством, уродующим их несчастного ребенка. Единственного существа, протестующего против НЕЛЮБВИ родителей друг к другу, спроецированной и на него – неприкаянного двенадцатилетнего мальчика Лешу (Матвей Новиков). Леша внезапно понимает, что мешает отцу и матери наладить новую жизнь, и решает исчезнуть. Уйти из дома, где НИКТО НИКОГО НЕ ЛЮБИТ. Иначе его сдадут, как ненужную вещь, в человеческую «комиссионку» - интернат для брошенных детей.

Самый страшный момент фильма - беззвучные рыдания Алеши. Сколько таких семей в мире – без конкретной привязки к России?

В «Елене» последним предвестником Апокалипсиса служит мертвая лошадь, белеющая у железнодорожной ветки. В «Левиафане» - белоснежный остов кита, выброшенный на побережье. Еще один «мертвый» символ в фильме Звягинцева – иссохшее генеалогическое «древо жизни», его сухие, выкорчеванные корни и безжизненный, декоративный ствол в квартире любовника жены главного героя.

Семья – последний бастион, на котором зиждется человечество. И он наконец-то разрушен, потому что «нельзя жить в нелюбви». Нельзя носить на пальце обручальное кольцо из боязни, что тебя уволят из компании за развод, и проповедовать православные ценности, проклиная, обвиняя ближнего своего в отсутствии безнадежно утраченного - любви.

Рыба гниет с головы.

Несчастливые люди учат несчастью других, каждый из них отформатирован и выкроен по заданному шаблону. Вся «Нелюбовь» пронизана депрессией выморочного предзимка, вылеплена из отвращения к стране, в которой живут выпотрошенные бытом и скорбным бесчувствием люди. Люди, которые вынуждены год за годом бежать на месте в НИКУДА.

За элитным маникюром жизни скрываются не поддающиеся заживлению язвы.

По мнению еще одного зарубежного критика, Питера Брэдшоу, «любви нужны правильные условия. Благодатная почва для роста, и Россия в фильме Звягинцева оказывается бесплодной почвой». Таким образом, зрителя подталкивают к закономерному умозаключению, что Андрей Звягинцев ненавидит мир, в котором он живет, и выносит смертный приговор своей стране.

Я думаю иначе. Дело не ненависти и режиссерской нелюбви к родине. Суть в том, чтобы привлечь внимание к существующей проблеме и попытаться изменить существующее положение вещей. В противном случае цивилизованному по европейскому образцу человечеству придется констатировать факт отнюдь не экранного опустошительного Апокалипсиса душ. Реального, всеобъемлющего – в глобальном, мировом масштабе!   


Автор: Анастасия Петракова
 
По теме
Федор Бондарчук, известный режиссер и продюсер фильма «Сто лет тому вперед», подчеркнул, что его новая работа может стать переломной для российской кинематографии Он отметил, что возможно,
Вечерний пожар в Анастасино - МЧС Сообщение о пожаре в двухквартирном жилом доме в поселке Анастасино города Смоленска в службу спасения поступило около восьми часов вечера.
МЧС
Выставка – рекомендация «Профилактика острых кишечных инфекций». - Дорогобужская ЦБС Заражению ОКИ способствуют антисанитарные условия жизни, несоблюдение правил личной гигиены, употребление продуктов питания, хранившихся или готовившихся с нарушением санитарных правил.
Дорогобужская ЦБС
В Смоленске стартовал арт-проект "Глинка 220" - Город Смоленск  В честь 220-летия великого русского композитора Михаила Глинки Союз дизайнеров России предлагает желающим проявить свои таланты в создании уникальных артов!
Город Смоленск
В Вяземском районе сразу два Дома культуры обретут вторую жизнь - Единая Россия Всего в 2024 году в регионе благодаря проекту «Единой России» «Культура малой Родины» отремонтируют более 20 досуговых учреждений Совсем недавно завершился конкурс «Единой России» «Знаете, каким он парнем был!».
Единая Россия
VIII Клетновские чтения в Вязьме - Мой город Вязьма.Ru В Культурно-выставочном центре | МБУ «ВИЦ» 28 марта прошло открытие VIII Клетновских чтений "Древние города Смоленской земли и сопредельных территорий в контексте современности".
Мой город Вязьма.Ru